Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Как применять в работе выгодные поправки по налогу на прибыль. Конспект семинара

13.11.2012 11:26 Администратор
Печать PDF

Подготовлено в сотрудничестве с журналом
«Семинар для бухгалтера»

Тема: «Что изменилось в налоге на прибыль в 2010 году: налоговая база и отчетность»

Докладчик: Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Организатор: журнал «Главбух» совместно с БСС «Система Главбух»

На что в первую очередь в этом году обращают внимание «прибыльщики» при проверках? Какие ошибки чаще всего бывают в расчете налога на прибыль? Из-за чего налогоплательщики спорят с инспекторами? На эти и другие вопросы главбухов ответил на семинаре Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ II ранга.

Учет страховых взносов

С этого года страховые взносы учитывают в составе прочих расходов. Об этом неоднократно сообщал Минфин. Например, в письмах от 23.04.10 № 03-03-05/85, от 02.04.10 № 03-03-06/1/220. ФНС России поддержала эту позицию в письме от 07.04.10 № 3-2-12/21. Основание - подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Статья 252 кодекса требует, чтобы учитывались только те расходы, которые связаны с получением дохода. Именно дохода, а не прибыли. Компания может прибыль и не получить, но при этом вправе учесть взносы. Это не запрещено.

Поэтому, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, лектор рекомендовал при учете страховых взносов в расходах заранее проанализировать, с какой конкретно выплаты они были уплачены.

Списание материально-производственных запасов

С 1 января 2010 года пункт 2 статьи 254 НК РФ позволяет точно определить стоимость материально-производственных запасов, выявленных при инвентаризации или полученных при демонтаже, разборке или ремонте основных средств. Стоимостью будет сумма всего дохода от продажи МПЗ, учтенного по пунктам 13 и 20 статьи 250 НК РФ. Раньше за стоимость можно было принять только сумму налога, уплаченного с дохода.

Например, выявленная при инвентаризации запчасть учитывали в доходах по рыночной цене - 1000 рублей. А при списании в производство в расходы принимали только 200 рублей, то есть 20 процентов от рыночной стоимости. Но, по мнению лектора, эти поправки не относятся к МПЗ, выявленным до 1 января 2010 года. Для них действуют старые правила.

Срок амортизации неотделимых улучшений

С 1 января начала действовать полезная для компаний поправка в статью 258. Теперь абзац 6 пункта 1 этой статьи позволяет амортизировать неотделимые улучшения исходя из реальных сроков их эксплуатации. То есть если компания вмонтировала в арендованный офис систему сигнализации, то она может найти ее в Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), определить срок ее полезного использования и начислять амортизацию.

Раньше амортизацию начисляли исходя из срока полезного использования арендованного объекта. Например, ту же сигнализацию можно было амортизировать только в течение срока полезного использования самого офиса, то есть 30 лет. В связи с этим стоимость неотделимых улучшений, как правило, оставалась недоамортизированной.

При этом в новых правилах есть только одно ограничение. Если срок полезного использования, скажем, пять лет, а аренда офиса заканчивается через три года, то имущество останется недоамортизированным.

Четыре вопроса лектору из зала ВОПРОС № 1 о КОМАНДИРОВОЧНЫх

По дороге из командировки у сотрудника сломалась машина. К нему выехали два ремонтника. На трассе негде было ставить отметки в их командировочных удостоверениях. Можно ли учесть в расходах суточные и затраты на проживание?

Ответ: да, можно. Но по этой командировке необходимо собрать максимум документов, которые подтвердят, что сотрудники действительно в ней были. Например, если есть затраты на проживание, значит, в гостинице можно поставить штамп о прибытии на командировочном удостоверении. Также можно представить документы, которые подтвердят ремонт служебного автомобиля.

ВОПРОС № 2 о документах

Обязательно ли подтверждать расходы на приобретение материально-производственных запасов не только накладной, но и договором и счетом от поставщика?

Ответ: нет, не обязательно. Но формально у налогового инспектора есть основания требовать полный пакет документов, который подтверждает покупку. Поэтому, чтобы избежать споров с налоговым инспектором, лучше предъявить ему договор. Хотя гражданское законодательство позволяет договор не составлять.

ВОПРОС № 3 О РАСХОДАХ НА АВИАБИЛЕТЫ

Руководитель нашей тюменской компании проживает в Москве. Он был командирован из Тюмени в Хабаровск, а откуда полетел домой на отдых. Можем ли мы учесть в расходах стоимость его авиабилета по маршруту Хабаровск - Москва?

Ответ: нет. Если бы он прилетел из Хабаровска на свое рабочее место в Тюмень, то затраты на этот авиабилет можно было учесть в командировочных расходах. А его поездка на отдых в Москву не связана с производственной деятельностью.

ВОПРОС № 4 О ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ

Поставщик отказывается представить товарно-транспортную накладную, ссылаясь на то, что он выписал нам акт на оказанные услуги по доставке товара и выставил счет-фактуру. Достаточно ли этих документов?

Ответ: нет, недостаточно. Реальность любой сделки, в том числе и доставки товара, должна быть подтверждена документами. Налоговый инспектор не будет слушать доводы о несговорчивости поставщиков. Его дело изучить имеющиеся документы. При доставке товара автомобильным транспортом подтверждающим документом является товарно-транспортная накладная по форме 1-Т.