Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Вместо одного мегарегулятора на рынке финансов могут появиться два

13.12.2012 14:56 Администратор
Печать PDF
Вместо одного мегарегулятора на рынке финансов могут появиться два

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) предлагает создать два мегарегулятора вместо одного - на базе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Банка России, пишет сегодня газета "РБК daily" со ссылкой на письмо НАУФОР первому зампреду правительства РФ Игорю Шувалову.

В письме, в частности, предлагается ввести регулирование по принципу "двух вершин" (twin peaks): одна возьмет на себя регулирование и надзор за крупными компаниями и банками, вторая - небольшие финансовые компании.

НАУФОР планирует обеспечить Банк России полномочиями по пруденциальному регулированию и надзору за системно значимыми организациями (небанковскими финансовыми компаниями с достаточно большими консолидированными балансами). В ведении ФСФР, согласно предложению, должно остаться регулирование деятельности и контроль небанковских финансовых компаний. При этом статус службы предлагается усилить за счет возврата полномочий, ранее переданных в Министерство финансов (Минфин) РФ.

Президент Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков отметил, что отдавать полномочия по регулированию рынка из Минфина обратно ФСФР неправильно. "Скорее, надо оставить полномочия Минфину, так как он мало занимается регулированием рынка, а это и хорошо", - пояснил он.

По словам главы Национальной лиги управляющих НЛУ Дмитрия Александрова, неважно, кто будет регулятором. "Мы считаем, что необходимо создать согласительную комиссию из числа чиновников и профучастников, которая будет проводить экспертизу всех законопроектов, касающихся финансовых рынков", - сказал он.

Напомним, в апреле 2011г. главой ФСФР стал Дмитрий Панкин. Через некоторое время произошло перераспределение полномочий. В ведение Минфина перешли функции регулирования рынка и нормотворчества, у регулятора остался только надзор за финансовыми рынками, включая страховую отрасль. Таким образом, в настоящее время регулированием небанковских финансовых организаций занимаются ФСФР и Минфин, а ЦБ курирует банки.

В начале сентября 2012г. в СМИ появилась информация, что первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Министерству финансов РФ и ряду других ведомств рассмотреть возможность создания в России финансового мегарегулятора. При этом речь может идти как о передаче полномочий ФСФР Банку России, так и о выделении надзора за банками из функций ЦБ и передаче его ФСФР.

В начале октября стало известно, что бывшему министру финансов России Алексею Кудрину поступило предложение возглавить финансовый мегарегулятор. Экс-глава Минфина подтвердил факт получения предложения, однако сказал, что пока не готов обсуждать его.

Ранее глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов заявил, что возглавляемое им ведомство с настороженностью относится к идее создания мегарегулятора на финансовом рынке на базе Центрального банка.

Напомним также, что в октябре 2008г. Государственная дума отклонила законопроект "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках", предусматривавший создание единого мегарегулятора в данной сфере. Согласно проекту закона, единый мегарегулятор, созданный на базе ФСФР и Росстрахнадзора, должен был бы осуществлять свои функции независимо от правительства РФ, Центрального банка, региональных или муниципальных властей.

Как заявлял тогда член комитета по финансовому рынку Павел Медведев, федеральный орган с предлагаемыми исключительными полномочиями не вписывается в существующую в России систему органов государственной власти. Он признал, что, "по большому счету, идея чрезвычайно глубокая". "Это действительно удобно: единый регулятор подкручивает одновременно весь финансовый рынок и согласует события, которые происходят как в банковской сфере, так и в страховой", - заявил член профильного комитета. Однако, по его словам, такая система приводит к "разрыву между основным кредитором и мегарегулятором".