Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Победа мультиплекса

28.11.2012 15:15 Администратор
Печать PDF

С тех пор, как восемь лет назад в московском гипермаркете "Рамстор" открылся первый мультиплекс, многозальный формат захватил весь столичный рынок. Сегодня мультиплексы строятся во всех торговых центрах Москвы. Девелоперы готовы размещать их даже под землей: например, две недели назад руководство сети "Люксор" заявило о  планах открыть 6-зальный кинотеатр в составе подземного ТЦ "Тверская застава".

По международной классификации многозальные кинотеатры подразделяются на миниплексы (2–7 залов), мультиплексы (8–15 залов), мегаплексы (16 и выше). В США формат мегаплекса (30 залов, например) – уже норма. А на рынке недвижимости Москвы самый большой кинотеатр – 16-зальник "Сезон-Синема" в ТРЦ "Вэйпарк" – считается почти чудом.

"Число мультиплексов в столице растет практически прямо пропорционально росту числа крупных торговых центров", – комментирует Андрей Васюткин, руководитель направления по торгово-развлекательной недвижимости департамента консалтинга GVA Sawyer. Причем, некоторые гипермаркеты даже развиваются "в тандеме" с ведущими киносетями, например, ТРЦ "Мега" и "Киностар De Lux".

"В ближайшие два года в Москве и области появятся еще 20 мультиплексов, причем 15 из них будут входить в состав торговых центров", – утверждает директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Илья Кузнецов. В их числе ТРК "Галерея Москворечье" на Каширском шоссе, ТЦ "Павелецкий" на площади Павелецкого вокзала, ТРЦ "River Mall" на Автозаводской и другие. Объекты будут принадлежать ведущим сетям кинотеатров: "Каро Фильм", "Формула кино", "Синема Парк", "Люксор" и др.

Уже очевидно, что в условиях нарастающей конкуренции однозальным "реликтам" рано или поздно придется либо пойти под бульдозер, либо увеличить число залов. Первый путь выбрал кинотеатр "Балтика" на Сходненской. В 2009 году он уступит место торговому центру "Калейдоскоп", в котором разместится уже в формате 7-зального мультиплекса.

Менее болезненный выход нашли кинотеатры "Витязь", "София", "Горизонт", "Прага", "Ладога" (данные пресс-секретаря "Формулы Кино" Светланы Гавриловой), "Звездный", "Киргизия", "Октябрь" ("Каро Фильм"), "5 звезд на Павелецкой" (Paradise Group); "Будапешт", "Высота" ("Центрфильм") и другие.

"Объем инвестиций в реновацию подобных кинотеатров может составлять от 1500 долл. на 1 кв. м", – считает директор департамента консалтинга и аналитики Blackwood Ольга Широкова.

Это дешевле, чем строить "с нуля", однако связываться со старыми кинозалами девелоперы не спешат: их отпугивает неудачное расположение и "проблемная" документация объектов.

Гораздо проще и выгоднее разместиться в торговом центре, пусть ради этого и придется пожертвовать центральным расположением.

"Основная доля мультиплексов в торговых центрах сконцентрирована в спальных районах Москвы: в центре находятся в основном отдельно стоящие мультиплексы", – отмечает руководитель отдела коммерческой недвижимости Vesco Consulting Кира Смирнова.

Зато взамен торговый центр может предложить массу преимуществ: большие рекламные возможности, удобные парковки и, главное, быстрый и сравнительно экономичный процесс строительства.

"Нужно только вовремя заключить контракт с торговым центром, – говорит директор по продажам бюро недвижимости "Агент 002" Валерий Барнинец. – На ранней стадии проще избежать лишних ошибок в проектировании. Как правило, девелопер ТЦ соглашается взять на себя создание общих инженерных систем, водо- и теплоснабжения, канализации и вентиляции". По данным Jones Lang LaSalle, примерные затраты на строительство одного кинозала составляют 15–17 млн руб. (в среднем строится по 6–8 залов).

На плечи девелопера ложатся и все административно-хозяйственные расходы мультиплекса: вывоз мусора, уборка  прилегающей территории, охрана. Но торговые центры готовы к этим тратам, ведь они получают классических якорных арендаторов, "притягивающих" клиентов. Не случайно мультиплексы обычно располагаются на самых верхних этажах торговых центров: перед сеансом зрители вынуждены пройти всю галерею витрин.

По данным GVA Sawyer, мультиплексам удается привлекать до 5 тыс. посетителей ежедневно. Это на 30–35% больше потока посетителей обычного торгового центра. Поэтому ставки аренды для многозальных кинотеатров снижены до 120–160 долл. за 1 кв. м. Дополнительные прибыли приносят и развлекательные зоны мультиплексов. Здесь все продумано до мелочей: и музыка, и ассортимент кафе, и имидж воспитателей в детской комнате.

"Сегодня поход в кино стал более спонтанным, нежели запланированным действием, – объясняет генеральный директор компании "Миэль – Коммерческая недвижимость" Андрей Бушин. – Поэтому кинотеатр должен предлагать как можно больше развлечений (боулинг, бильярд, игровые автоматы). А репертуар должен быть составлен так, чтобы любой посетитель мог быстро выбрать фильм и в течение 15–25 минут отправиться в кинозал. Разнообразие существенно повышает эффективность объекта".

Возможно, в этих целях многим кинотеатрам в ближайшем будущем придется "раздробить" залы и создать новые игровые площадки. Ведь с каждым годом привлекать посетителей будет все сложнее. "Рынок предельно насыщен", – единодушно заявляют эксперты. Из-за недостатка свободных площадок в Москве и Московской области нынешний рост числа мультиплексов (10–15% в год) может скоро прекратиться. Так что киносетям пора присматривать себе новые города.

Екатерина Васёва-Мирская