Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Бизнес на комиссиях

31.10.2012 14:26 Администратор
Печать PDF
Свою нишу на финансовом рынке новосибирская компания «Альтернатива» нашла в феврале прошлого года. Тогда вопрос возврата банковских комиссий стоял крайне остро. В регионах Сибири в судах находились тысячи дел заемщиков, пытавшихся взыскать с кредитных организаций переплаченные проценты.
kreditovanie020312_180x160_2.jpg

Треть сотрудников «Альтернативы» (торговая марка «Центр возврата банковских комиссий») - это бывшие банкиры, «вышедшие» из УРСА\ МДМ Банка. Руководители работали в рознице: организовывали выдачи потребительских, авто- и ипотечных кредитов. Рядовые сотрудники оценивали риски и занимались юридическим сопровождением договоров. Так что специалисты компании досконально изнутри знакомы с технологией начисления комиссий.

За год желание вернуть переплаченные банкам комиссии, по словам директора «Альтернативы» Антона Канунникова, изъявило около 5 тыс. человек. Часть заявителей отсеялась на первом этапе, при анализе документов. «Далеко не все комиссии признаны судами незаконными. Например, комиссия, которая взимается при обналичивании средств через банкоматы. Такие услуги считаются фактически оказанными и обладающими потребительской ценностью, поэтому заплаченные за них деньги мы не возвращаем, - поясняет Канунников. - Наша сфера интереса - навязывание контрагенту несправедливых условий соглашения, когда приобретение одной услуги обуславливается приобретением другой. Например, человек хотел получить кредит, а ему сказали, что при этом он должен еще и заплатить комиссию за выдачу этого кредита или открытие ссудного счета. Это является нарушением Федерального закона «О защите прав потребителей». По ГК срок исковой давности по данной категории дел составляет три года, то есть мы возвращаем комиссии за три последних года».

Без проигрыша

На текущий момент компания заключила договоры примерно с 2 тыс. клиентов. Из них порядка 1850 договоров на возврат банковских комиссий по займам, выданным в 2007-2011 годах. За год 346 клиентов «Центра возврата банковских комиссий» уже получили с банков незаконно оплаченные комиссии на общую сумму порядка 12,5 млн. рублей. Еще по 400 делам приняты положительные решения суда, которые сейчас вступают в законную силу, либо сотрудники компании, представляющие интересы клиентов, получают по ним исполнительные листы. Остальные находятся в судах. «Всего по пяти делам, которые мы ведем, решения суда первой инстанции было принято не в нашу пользу. Частично это связано со спецификой судебной практики в различных регионах России, частично с тем, что кредит был получен клиентом для бизнес-целей, а, следовательно, такой заемщик является юридическим лицом, и закон «О защите прав потребителей» на него не распространяется. Практически все эти дела находятся на рассмотрении в судах на разных стадиях обжалования. Так что мы их не считаем проигранными, - поясняет собеседник Bankir.Ru. - Такой высокий процент выигрыша объясняется тщательной экономико-правовой экспертизой всех договоров на начальном этапе работы».

Согласно статистике, накопленной Центром возврата банковских комиссий, чаще всего клиенты жалуются на такие кредитные организации, как МДМ Банк (УРСА Банк), банк «Левобережный», Сбербанк, Банк «Траст», Русфинанс банк, банк «Пойдем», «Хоум Кредит» банк, банк «Открытие» и банк «Ренессанс». Они наиболее активно выдавали кредиты в 2008-2011 годах. В структуре портфеля большую часть занимают потребительские кредиты и автозаймы, по которым взимаются ежемесячные комиссии за обслуживание ссудного счета, увеличивавшие выплаты клиента в разы. Есть в портфеле и ипотека, но ее доля невелика, так как по этому виду займа ежемесячных комиссий нет, а комиссию за выдачу кредита по большинству кредитов уже взыскать не удастся по сроку исковой давности, так как бум ипотеки наблюдался в Сибири в 2006-2008 годах.

Минимальная сумма комиссий, которые Центр сегодня принимает в работу - 5 тыс. рублей. За свои услуги специалисты «Альтернативы» берут минимум 2199 рублей. Максимум зависит от суммы возвращенных средств. К примеру, недавно компания помогла клиенту вернуть 435 тыс. рублей уплаченных МДМ Банку в виде комиссий по автокредиту. На сегодняшний день это самое крупное возмещение, которое удалось добиться специалистам Центра. До этого долгое время «в лидерах» были выплаты по 300 тыс. рублей. Их заемщикам, по решению суда, возвращали МДМ Банк и банк «Открытие». «Наша практика показывает, что человек может вернуть в суде выплаченные кредитной организации комиссии, получить проценты за незаконное пользование банком его деньгами по ставке рефинансирования за весь период, а также возмещение морального ущерба, - рассказывает Антон Канунников. - Клиенту также возмещаются понесенные судебные расходы на оплату наших услуг, в ряде случаев в полном объеме».

Технология на поток

На сегодняшний день компания уже обладает собственной сетью отделений. Шесть из них расположены в Новосибирске, по одному - в Томске, Калининграде и Иркутске. В перспективе планируется открывать подразделения в Кемерово, Барнауле, Омске, а также городах Новосибирской области. Ежемесячно Центр заключает 200 новых договоров с клиентами и намерен увеличить объем работы за счет расширения сферы деятельности. «Возврат банковских комиссий решение исключительно конъюнктурное, это первый продукт, который уже реализован, и на котором мы отрабатываем ритейловые технологии. Мы хорошо понимаем, что горизонт этого продукта 1-1,5 года. На отработанную технологию мы, как на шампур, планируем нанизывать новые продукты. Они связаны исключительно с защитой прав потребителей и направлены на повышение финансовой и экономической грамотности населения», - рассказывает о перспективах работы Антон Канунников.

В частности, компания уже занимается оптимизацией проблемной задолженности, помогая клиентам реструктурировать банковские кредиты и урегулировать ситуацию с коллекторскими агентствами. В активе «Альтернативы» уже около 100 таких дел. Кроме того, ее сотрудники помогают страхователям урегулировать споры со страховыми компаниями по программам каско и ОСАГО. В планах: защита прав клиентов в споре с застройщиками - за не вовремя сданное жилье, с турагентами - за испорченный отдых, с ТСЖ и УК - за некачественные услуги.