Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Потребкредитование по закону Архимеда

26.10.2012 10:26 Администратор
Печать PDF
Сбербанк может вытеснить с рынка потребительского кредитования более мелкие банки в объеме, пропорциональном объему его бизнеса.
kreditovanie190911180x160.jpg

В посткризисный период конкуренция на рынке потребительского кредитования существенно обострилась - возможность получить высокую маржу в краткосрочном периоде в условиях дефицита качественных заемщиков привлекает в этот сегмент новых игроков, в том числе и госбанки. Чтобы не оказаться вне игры, кредитные организации вынуждены постоянно сокращать процентную ставку по кредитам и, соответственно, уменьшать доходность. По признанию участников рынка, маржа в потребительском кредитовании стремительно приближается к минимальной отметке, поэтому многие банки вынуждены осваивать более рисковые сегменты.

Мал кредит, да дорог

Потребительские кредиты стали своеобразными палочками-выручалочками для кредитных организаций в кризисный и посткризисный периоды: в условиях повышенного риска и ограниченной ликвидности короткие и достаточно дорогие кредиты позволили банкам вести работу с населением и генерить небольшую, но прибыль. Два года спустя ситуация практически не изменилась: потребительское кредитование по-прежнему остается основным драйвером роста банковского сектора, хотя ликвидность с того времени из дефицитной успела превратиться в избыточную, а риски если не исчезли, то, по крайней мере, стабилизировались. Банкиры объясняют сохраняющееся «лидерство» потребительских кредитов несколькими причинами.

Во-первых, банки финансово мотивированы развивать потребительское кредитование, так как «легкий» розничный кредит является одним из самых высокомаржинальных продуктов. «Сейчас розница снова в фаворе: так как ставки по розничным кредитам находятся на более высоком уровне, кредитовать «физиков» выгоднее. Соответственно, банки обратили внимание на этот сегмент. Мы также усиливаем присутствие здесь», - рассказывает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.

Финансовая привлекательность розницы объясняется тем, что ставки в корпоративном секторе не вернулись к докризисным отметкам, и многим участникам рынка приходится кредитовать в «ноль» крупные предприятия только для того, чтобы сохранить объем портфеля и, возможно, заработать на смежных продуктах. Необходимо также отметить тот факт, что структура фондирования в большинстве банков в посткризисный период претерпела существенные изменения - доля средств, привлеченных на внутреннем рынке (средства физических и юридических лиц), существенно увеличилась, соответственно, стоимость денег выросла, а их срочность сократилась. К тому же еще не до конца рассосался «пузырь» 2009 года, когда банки в условиях дефицита ликвидности привлекли от населения огромные средства по высоким ставкам. Потребительские кредиты позволяют «отработать» ошибки кризиса с минимальными потерями.

Второй фактор - кредитная активность по-прежнему остается на достаточно низком уровне, и банки борются за каждого клиента, чтобы пополнить свою изрядно поредевшую в кризис базу. «Потребительские кредиты пользуются максимальным спросом, нет больших сложностей в их оформлении, и это высокомаржинальный продукт, по которому можно «заработать» наибольшую процентную ставку и охватить максимальную аудиторию. Если сравнить их с автокредитами, то это уже другие временные интервалы и сужение аудитории до тех людей, которые хотят купить машину. По ипотеке количество сделок в разы меньше, чем по «потребам». А потребительские кредиты - это то, чем человек пользуется чуть ли не ежедневно, соответственно, каждый из банков, который видит розницу как одно из основных направлений своего развития, идет в этот сегмент, чтобы получить новых клиентов и на них заработать», - поясняет заместитель председателя правления Рос-энергобанка Марк Шрайбер.

Некоторые банки оперативно отреагировали на изменение структуры рынка и перестроили бизнес-модель, нарастив в своем совокупном кредитном портфеле долю потребительских кредитов. «По итогам прошлого года доля потребительских кредитов в совокупном кредитном портфеле Агропром-кредитбанка составила порядка 70%. Их популярность объясняется привлекательными условиями и широкой линейкой, которую мы назвали «оранжевой банковской линейкой». В этом году мы предложили клиентам еще две программы потребительского кредитования, для которых не требуется поручитель. Они пользуются большим спросом, поэтому к концу года мы ожидаем значительного увеличения доли потребительских кредитов в общем кредитном портфеле банка», - рассказывает заместитель председателя правления Агропромкредитбанка Павел Ильин.

Член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Андрей Степа-ненко, в свою очередь, отмечает, что на долю потребкредитов приходится около половины прироста розничного кредитного портфеля Райффайзенбанка, и эта доля в совокупном портфеле остается стабильной в течение года.

Потребительский ажиотаж

Спрос на потребительские кредиты также демонстрирует устойчивый рост. «Увеличение популярности потребительского кредитования вполне объяснимо. Стабилизация экономики и, как следствие, повышение покупательской активности побуждают граждан не откладывать необходимые покупки до лучших времен, а приобретать их в кредит. Возникший спрос заставляет банки разрабатывать новые кредитные продукты, которые, с одной стороны, будут соответствовать текущей экономической ситуации, а с другой - удовлетворять потребностям заемщиков», - объясняет заместитель начальника отдела кредитования физических лиц Мастер-Банка Юлия Бородина.

Директор департамента розничного кредитования Московского кредитного банка Алексей Косяков согласен с коллегой: «Выход из кризиса и появление финансовой стабильности положительно влияют на рынок потребительского кредитования. На сегодняшний день наблюдается действие отложенного спроса на дорогостоящие предметы длительного пользования, приобретение которых большинством потребителей было отложено в период кризиса. Несмотря на свою стимулирующую функцию, розничное кредитование в большей степени является производной по отношению к потребительской активности, тем самым растущий спрос и снижение кредитного риска на рынке стимулируют развитие потребительского кредитования».

Таким образом, уже два года банки «выезжают» на рознице. Продвижение «потребов» позволяет банкам немного нарастить портфель и, главное, поддерживать доходность на приемлемом уровне. Именно поэтому потребительское кредитование сегодня диктует темпы роста кредитного рынка.

Не все банкам масленица

Несмотря на то, что спрос на потребительские кредиты растет вслед за предложением, ситуация на рынке остается очень напряженной из-за высокой конкуренции. Госбанки в последнее время сильно теснят частных игроков. За примерами не надо далеко ходить: в июне 2009 года Сбербанк начал массовое внедрение централизованной технологии обработки кредитных заявок -«Кредитная фабрика». В 2011 году лидер рынка модифицировал линейку кредитных продуктов для физических лиц: пересмотрел принципы ценообразования, внедрил систему индивидуальной оценки заемщика, учитывающей кредитную историю. В результате предпринятых мер риски по потребительским кредитам, как отмечают в банке, снизились более чем в 8 раз, что в свою очередь повлекло снижение стоимости продуктов. Автоматизация рассмотрения заявок совместно с сокращением внутренних издержек дала возможность сократить ставку по потребительским кредитам в среднем на 1,5%. В итоге объемы потребительского кредитования в крупнейшем сберегательном банке за последние несколько месяцев существенно увеличились: по данным на 1 июня 2011 года из общего объема потребительских кредитов в 7,22 млн штук на долю первых пяти месяцев года приходится 1,26 млн кредитов на общую сумму 264 млрд рублей. Очевидно, что Сбербанк не собирается останавливаться на достигнутом и планирует дальше наращивать объемы: для этого «Кредитная фабрика», по сути дела, и была создана.

Заместитель председателя правления банка Хоум Кредит Юрий Андресов подтверждает, что госбанки усилили позиции. Но эксперт считает, что секрет их успеха не только в дешевом фондировании и новых технологиях, но еще и в той форе, которую они получили в кризис. «Многие коммерческие банки в период кризиса были вынуждены значительно сократить объемы кредитования из-за острого дефицита ликвидности на рынке», - констатирует спикер. Кроме того, Юрий Андресов отмечает, что госбанки нарастили портфели за счет кредитования уже существующей базы - наличие большого количества клиентов открывает перед госбанками широкие возможности для осуществления перекрестных продаж. «Так, например, за счет запуска рассылки существующим клиентам предложений оформить кредитную карту некоторые госбанки вышли в лидеры карточного сегмента», - подытожил эксперт.

А нам все равно

Российские коммерческие банки, вероятно, за долгие годы «соседства» со Сбербанком привыкли спокойно реагировать на увеличение его доли на рынке. Поэтому активизацию работы «большого брата» в рознице банкиры оценивают философски.

«Если говорить о рынке классических розничных кредитов, то на нем госбанки исторически занимают сильные позиции, и к конкуренции с ними частные игроки привыкли давно. Мы знаем свои сильные стороны и формируем продуктовые предложения для клиентов. В этом бизнесе важны технологии, отработанные скоринг-модели и хорошо обученный персонал», - считает заместитель директора дирекции продуктов ОТП Банка Юлия Аникина.

Дмитрий Орлов также настроен оптимистично: «Мы чувствуем давление со стороны госбанков во всех сегментах, в том числе и в «потребах». Но возможности для конкуренции есть всегда. Ведь госбанки пытаются выдавить конкурентов, в первую очередь, ценой - здесь действительно сложно им что-то противопоставить. С другой стороны, есть такие факторы, как инновации, сервис, лояльность к клиенту, возможность и желание принимать риски. По этим параметрам конкурировать возможно», - резюмирует эксперт Первого республиканского банка.

В Росбанке также считают, что именно в потребительском кредитовании возможностей для конкуренции у коммерческих банков больше, так как в отличие от ипотеки и автокредитов различие в несколько процентных пунктов не столь принципиально. «Коммерческие банки могут предложить клиенту меньшие сроки рассмотрения заявки и выдачи денег, упрощенный пакет документов и просто больше шансов на получение кредита. В потребительском кредитовании существенную роль в продвижении продуктов банками играют свободные рыночные методы - реклама, позиционирование бренда, активные продажи. Это несколько снижает эффективность так называемого «административного» ресурса государственных банков, эффективность возможности предоставления менее высоких процентных ставок. Проведенные нами исследования показали, что именно сектор потребительского кредитования больше всего восприимчив к массированной рекламе», - пояснили эксперты банка.

Возможно, усиление позиций «го-сов» в потребительском кредитовании не будет в ближайшие несколько лет иметь для банкиров катастрофических последствий, потому что, по оценкам экспертов, «легкая» розница имеет большой резерв для роста. И пока участникам рынка удается обеспечивать рост не столько за счет переманивания клиентов, сколько в результате «культивирования» неосвоенных сегментов. Вероятно, своего пика конкуренция на рынке потребительского кредитования достигнет, когда проникновение банковских услуг приблизится к 100%, и расти за счет развития вширь станет невозможно.

Сколько клиентов не обслуживай, они все равно на ставку смотрят

Несмотря на то, что банки пытаются в противовес «госам» предложить клиентам высокое качество сервисного обслуживания, скорость рассмотрения заявки и прочие блага, клиенты все равно в первую очередь смотрят на ставку.

«Конечно, первоочередной критерий выбора - ставка, точнее, стоимость кредита. Отсутствие комиссий -важный критерий, понятность условий договора тоже важна. На удобство погашения пока обращают внимание немногие, но количество таких клиентов растет», - поясняет Дмитрий Орлов.

«Все перечисленные критерии являются важными для клиента. Это не только процентная ставка, но и то, насколько сложна процедура получения кредита, какие документы необходимо предоставить, сколько времени будет рассматриваться заявка, какие комиссии взимает банк. Важность тех или иных параметров кредита зависит от индивидуальных предпочтений конкретного заемщика. Хотя согласно многочисленным исследованиям наших клиентов больше всего интересуют процентная ставка по кредиту и возможность досрочного погашения без комиссий», - соглашается с коллегой Юлия Аникина.

Конкуренция между частными банками стимулирует участников рынка использовать все возможные инструменты - в том числе и конкурировать по ценовым параметрам. Так, проведя исследование об изменении условий банковского кредитования, Центральный банк пришел к интересным выводам: индекс изменения условий кредитования последние полгода стремительно снижается. В IV квартале 2010 года он сократился на 77,8%, в I квартале 2011 года - на 67,2%, а во II квартале, по прогнозам, должен сократиться еще на 51,6%. В качестве основного фактора, «смягчающего» условия кредитования, участники опроса указали усиление конкуренции на рынке капитала. А основным параметром, по которому приходится «проседать», является размер процентной ставки.

Таким образом, ставки по потребительским кредитам неуклонно снижаются. «По сравнению с прошлым годом условия по кредитам стали демократичнее, а банки в своем отношении к клиентам - лояльнее. Если еще в прошлом году среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в рублях превышала 25%, то сегодня она уже колеблется на уровне 15-19% годовых. Также большинство банков отменили сопутствующие комиссии за открытие и ведение ссудного счета при выдаче и досрочном погашении кредита», - констатирует Юлия Бородина.

Марк Шрайбер объяснил, что снижение процентных ставок является естественным следствием конкуренции, в которой, также как и в физике, действуют законы вытеснения масс. «Все очень просто. Как только какой-то новый игрок выходит на рынок, он начинает предлагать ставки чуть ниже, чем у конкурентов, и это влияет на общую ситуацию: для клиентов снижаются ставки, а для банков - доходность по продуктам. Так что выход какого-либо государственного банка всегда означает вытеснение с рынка кого-то из коммерческих банков», - поясняет эксперт Росэнергобанка.

Пока ситуация на рынке продолжает оставаться достаточно напряженной, а это значит, что его участникам придется и дальше делать условия кредитования более лояльными. Однако резервы по марже не безграничны. Вероятно, в скором времени они приблизятся к допустимому минимуму, если уже не достигли его. Поэтому участникам рынка придется активнее использовать «альтернативные» инструменты, например, такие как сокращение издержек, автоматизацию процессов рассмотрения заявок, сегментацию продуктового предложения и пр.

Банковское «расслоение»

Сокращение операционных расходов является наиболее эффективным инструментом уменьшения ставок по кредитам. «Доля операционных расходов в стоимости потребительского кредита зависит от используемых технологий. Она может составлять от нескольких сотых процента до нескольких процентов», - поясняет Павел Ильин. При этом эксперт Агропромкредитбанка отмечает, что автоматизированный скоринговый процесс снижает операционные расходы, повышает качество кредитного портфеля и уменьшает стоимость кредита для клиента в целом. «Однако нужно учитывать, что автоматизация скорин-га - довольно затратный проект», - заключает Павел Ильин.

С коллегой согласна и вице-президент Пробизнесбанка Марина Жукова: «Скоринговые системы высокого уровня требуют значительных затрат как на этапе разработки и внедрения, так и на этапе поддержки. Рыночная ситуация в России быстро меняется и сильно зависит от конкретного региона, что приводит к значительному росту операционных расходов. При этом сроки отладки такой системы занимают несколько лет. Поэтому пока для банка переход полностью на автоматизированную скоринговую оценку заемщика не актуален, хотя мы постоянно исследуем данный рынок и, возможно, в будущем будем более активно использовать данную технологию принятия решений».

Банк Москвы отмечает еще одну особенность использования скоринго-вых технологий - применение автоматизированной оценки может быть эффективным только при наличии большой статистической базы. «В Банке Москвы применяется высокоавтоматизированный процесс рассмотрения розничных кредитных заявок, при котором не менее половины решений по розничным заявкам формируется в автоматическом режиме. При этом используемая в банке система на основании всей имеющейся информации о клиенте автоматически относит его к определенной группе риска и определяет оптимальный для него набор проверок, в соответствии с которым выстраивается маршрут прохождения кредитной заявки. Применяемые при этом скоринговые оценки разработаны на больших объемах статистических данных, накопленных в банке, и показывают высокую эффективность принятия решений, которую не могут обеспечить экспертные оценки», - рассказывает руководитель блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Станислав Станек.

Безотказные банки

Автоматизация процесса может позволить существенно сократить расходы, но доступен этот инструмент в основном крупным игрокам, способным осуществлять значительные инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры. Остальные участники рынка не имеют возможности «удешевить» продукт с помощью оптимизации технологий рассмотрения заявок. И потому они вынуждены в условиях конкуренции идти либо на сокращение маржи, либо на повышение рисковой составляющей, принимая на обслуживание тех клиентов, от которых отказались «коллеги по цеху». При этом не всегда банк, ведущий «безотказную» политику, может разработать продуктовую линейку, которая учитывала бы специфические параметры клиента.

Для того чтобы сократить количество отказов и в то же время не допустить ухудшения качества портфеля, «старейшины» рынка потребительского кредитования проводят серьезную аналитическую работу, пожалуй, также недоступную для «рядовых» банков. «Одним из ключевых вопросов процесса кредитования, над которым работает ОТП Банк, является снижение доли отказов по кредитам. Мы расширили и оптимизировали продуктовую линейку, чтобы практически любой заемщик мог найти кредитный продукт, который подходит именно ему. Кроме того, банком постоянно проводится работа с «отказными» заявками в целях определения причин отрицательного решения. По нашему мнению, процент отказов можно свести к абсолютному минимуму», - делится опытом работы ОТП Банка Юлия Аникина.

К сожалению, не все могут похвастаться такой основательной подготовкой к кредитной гонке. И у многих банков, у которых процент отказов составляет 20-30%, одобрение заявки ничем иным не подкреплено, кроме как желанием любой ценой нарастить портфель.

Также в группе риска могут оказаться «новички», которые не имеют необходимой базы для разработки эффективной системы оценки клиентов. Некоторые из «новоприбывших» внедряют готовые решения или перенимают иностранный опыт. Однако успешность использования такого подхода у многих экспертов пока вызывает сомнения. У ряда банков, активно занимающихся «наращиванием» розничного бизнеса, портфель потребительских кредитов находится под большим знаком вопроса. Его судьба, а вместе с ним и судьба банка будет во многом зависеть от дальнейшего развития ситуации на рынке - например, от того, когда, при каких обстоятельствах и с какими последствиями для экономики начнется новый кризис.