Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Хочу машину!

25.10.2012 18:35 Администратор
Печать PDF
Автокредитование-2011: как это делается.
kreditovanie270511180x160.jpg

Бесконечные пробки, дорожающий бензин, очереди на техосмотр, суровые люди в форме ГИБДД, замаскированные видеокамеры, дураки на дорогах… Несмотря на все это, статус автовладельца остается весьма привлекательным для «безлошадной» части населения, и мало кто из автолюбителей добровольно переходит в категорию пешеходов. А значит, и автокредиты остаются одним из наиболее востребованных банковских продуктов.

Как чувствует себя сегмент автокредитования после кризиса? Какие новшества предлагают банки, становятся ли более разборчивыми заемщики, готовы ли к сотрудничеству с кредитными организациями автопроизводители и дилеры?

Он-лайн конференция «Автокредитование: новый поворот» проводилась агентством Bankir.Ru совместно с порталами Finarty.ru и 123Credit.ru.

Автокредитный ренессанс

Пришел ли в себя сегмент автокредитования после кризиса? Какие факторы сегодня способствуют его развитию, а какие - сдерживают его?

Из всех видов кредитования после кризиса автокредитование стало возрождаться одним из первых, отвечает генеральный директор компании 123Credit.Ru Яков Лившиц. Причина, способствующая росту кредитования, по его мнению, проста: в этом продукте для банков имеется идеальное сочетание цены сроков кредитования и минимизации рисков, поскольку автомобили оформляются в залог.

Кроме того, в России наконец создается единый реестр находящихся в залоге автомобилей, напоминает Лившиц. Это существенно снижает риски мошенничества с кредитными автомобилями и делает автокредиты более доступными россиянам.

Единственный фактор, который может отрицательно сказаться на автокредитовании, - это возможный общий экономический упадок и, как следствие, снижение уровня жизни населения, полагает эксперт: «Более причин для стагнации автокредитования я не вижу».

По мнению заместителя начальника управления розничных кредитных продуктов Абсолют Банка Светланы Суриной, рынок автокредитования сейчас восстановился практически до докризисного уровня. «По итогам 2010 года доля кредитных продаж составила около 40%, - информирует Сурина. - Для сравнения: в 2009 году этот показатель находился на уровне 20%. Процентные ставки по автокредитам на протяжении всего 2010 года постепенно снижались, и у некоторых банков достигли предкризисных значений».

Объемы кредитования будут расти вслед за ростом продаж новых автомобилей в России, полагает Сурина. По ее данным, уже по итогам первого квартала 2011 года количество реализованных новых автомобилей увеличилось на 77% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Президент-председатель правления Кубаньбанка Роман Дусенко согласен с тем, что автокредитование после кризиса набирает обороты. Сейчас этот сегмент получает все новые возможности, уверен банкир: рост автомобильного рынка и повышение экономической активности населения способствуют его развитию. Явных сдерживающих факторов Дусенко пока не видит.

Солидарен с коллегами и Юрий Исмагилов, и.о. председателя Среднерусского банка Сбербанка: рынок автокредитования в России в 2011 году стремительно приближается к докризисному уровню, а по некоторым показателям уже и опережает его.

«Банки предлагают всю линейку автокредитных продуктов по ценам не хуже докризисных, - говорит Исмагилов. - Более того, появилось много новых программ: с государственным субсидированием ставки, с сертификатом по утилизации ВЭТС в качестве первоначального взноса». На рынок вышло много банков автопроизводителей, предлагающих привлекательные условия.

Сдерживающим фактором Исмагилов считает недостаточную потребительскую способность. Доля кредитов в общих объемах автомобильных продаж растет значительными темпами, но на докризисный уровень еще не вышла, утверждает эксперт.

Автокредит или потребительский?

Есть ли у автокредитов преимущества по сравнению с потребительскими, которые также можно потратить на покупку автомобиля, и какие? Всегда ли выгоднее брать на покупку автомобиля специализированный кредит, или можно обойтись потребительским?

Яков Лившиц видит преимущество автокредита в том, что его проще получить за счет оформления автомобиля в залог: выдать в кредит сумму 0,5 - 1 млн. наличными согласятся далеко не везде.

По словам Светланы Суриной, автокредиты «бьют» потребительские практически по всем параметрам: у них более низкая процентная ставка, бОльшая сумма кредита, имеется готовый залог для банка и более лояльные требования к заемщику.

Потребительские кредиты на приобретение автомобиля выгодно использовать только в тех случаях, когда на покупку машины недостает небольшой суммы или приобретаемый автомобиль по определенным причинам не может являться предметом залога, утверждает Сурина. Конечно, технически проще воспользоваться потребительским кредитом, так как он предполагает сокращенный пакет документов, упрощенную процедуру и сокращенные сроки проверки. Однако за это придется заплатить существенно большей процентной ставкой.

Заместитель председателя правления Мособлбанка Василий Мочалов выделяет следующие преимущества автокредитов перед потребительскими: более долгие сроки кредитования, упрощенная, по сравнению с «потребом», процедура получения, сравнительно низкая стоимость и более крупные суммы.

Роман Дусенко к перечисленным выше факторам добавляет еще государственную поддержку в виде льготного автокредитования, специальные программы кредитования для отдельных марок автомобилей и возможность оформления кредита в автосалоне.

Условия автокредитования намного выгоднее, чем у потребительских кредитов, согласен Юрий Исмагилов: «В силу разного уровня рисков, которые несет банк, процентная ставка даже стандартного автокредита намного ниже потребительского (кредит обеспечен залогом и понятна его цель), не говоря уже об условиях спецпрограмм с дотированием ставки, которые предлагают различные банки в сотрудничестве с автопроизводителями».

Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт полагает, что при прочих равных автокредиты выгоднее. Причины те же: более низкая процентная ставка, готовый залог (для потребкредита на сумму, необходимую для приобретения машины, скорее всего понадобятся поручители). «Кроме того, при автокредите вы волей-неволей будете вынуждены потратиться на КАСКО. А это, при всей дороговизне страховки, несомненно, полезная вещь при покупке нового автомобиля», - напоминает Арт.

Автобанки

Они появились на российском рынке во второй половине 2000-х. Насколько их работа повлияла на банковский сектор в целом?

Пока это влияние не существенно, полагает Яков Лившиц. Возможно, кризис снизил активность автобанков, так как заметно упали объемы продаж автомобилей в России. «Думаю, сейчас их активность и влияние на рынок автокредитования могут возрасти», - говорит эксперт.

По мнению Василия Мочалова, появление кэптивных банков заставило ряд российских банков пересмотреть предлагаемые программы автокредитования. Поэтому к концу 2000-х годов банки снизили процентные ставки по автокредитам, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Выиграл от их появления клиент, уверен Мочалов, потому что российские банки, проигрывая в стоимости кредита, сделали упор на качество обслуживания клиента, получила упрощение процедура получения автокредита, увеличился срок кредитования под более низкий процент.

Роман Дусенко считает, что после кризиса влияние на рынок автобанков может возрасти в связи с улучшением условий кредитования и внедрением специальных программ на автомобили.

Такой же точки зрения придерживается Юрий Исмагилов: банки автопроизводителей предлагают очень привлекательный кредитный продукт, таким образом стимулируя продажи автодилеров, в которых они напрямую заинтересованы, полагает банкир. «Они создают здоровую конкурентную среду, в которой другим банкам приходится с ними конкурировать, создавая более интересные продукты, которые повышают клиентскую потребительскую способность», - говорит Исмагилов.

Автореестр

Недавно было принято решение о создании в России реестра залоговых автомобилей. Подстегнет ли это развитие автокредитования?

Данная инициатива может повлиять на снижения уровня мошенничества в сегменте автокредитования, отвечает Светлана Сурина; а значит, позволит банкам предоставлять кредиты на еще более выгодных для заемщика условиях.

Это принципиальный момент для развития автокредитования, уверен Ян Арт. Долгое время отсутствие такого реестра создавало почву для всевозможных мошенничеств с автомобилями, купленными в кредит, повышало риски банков и, соответственно, стоимость автокредитов для заемщиков. Причем было совершенно непонятно, почему чиновники так долго «торпедировали» эту идею.

Теперь вопрос решен, и для банков это станет заметным стимулом в расширении объемов автокредитования, полагает эксперт.

Данное решение существенно повлияет на развитие направления автокредитования, так как снизит риски банка, согласен Роман Дусенко.

Автозаемщики и автовопросы

- Можно ли приобрести в кредит подержанную машину, или автокредиты выдаются только под покупку новых автомобилей?

Некоторые российские банки практикуют кредиты на поддержанные машины. Так что это вполне реально, отвечает Яков Лившиц. Более того, на рынке действуют программы, по которым можно получить автокредит на подержанный автомобиль на таких же условиях как и на новый, дополняет Василий Мочалов.

- Могут ли муж и жена одновременно взять два автокредита на покупку двух автомобилей?

Отвечает Светлана Сурина: «Это возможно, если совокупный доход семьи позволяет. Клиенты нашего банка могут привлекать до 4-х созаемщиков из числа друзей или родственников. В этом случае, рассматривая заявку на кредит, банк рассматривает совокупные доходы группы».

Роман Дусенко: «Для этого нет никаких препятствий при условии, что общий доход семьи позволяет осуществлять платежи по обоим кредитам».

Юрий Исмагилов: «Да, если позволяет платёжеспособность, и нет иных препятствий, например, отрицательной кредитной истории одного из заемщиков».

- Как продать кредитный автомобиль, если требуется погасить долг по кредиту за счет его продажи?

Договориться с покупателем, погасить кредит и оформить продажу, отвечает Юрий Исмагилов.

- Можно ли взять автокредит не под залог автомобиля, а под залог недвижимости, и даст ли это преимущество с точки зрения размера процентной ставки?

«Да, это вполне реальное решение, - отвечает Ян Арт. - Я сам как-то брал кредит наличными под залог недвижимости. Это примерно двое удешевляет цену вопроса».

Однако такой вариант стоит предпринимать только в том случае, если вы стопроцентно уверены в своей возможности выплатить кредит, напоминает Арт. Кроме того, кредит под залог недвижимости более сложен в оформлении за счет процедур оценки недвижимости, регистрации залога и снятия обременений после погашения кредита. Так что эффективность такого варианта зависит от срока кредиты, суммы и возможной экономии, которую этот вариант даст заемщику.

Автокредит предполагает залог приобретаемого автомобиля, это его отличие от иных форм кредитования, обясняет Василий Мочалов. Тем не менее, клиент вправе выбрать кредитный продукт в банке сам, исходя из своих целей и задач. «В нашем банке можно под залог жилой недвижимости получить денежные средства и потратить их, например, на покупку автомобиля», - говорит банкир.

Ряд ипотечных программ предусматривают использование полученных в кредит средств по усмотрению заёмщика, подтверждает Юрий Исмагилов.

- Какие платежи, помимо процентов, обычно взимаются при кредитовании?

Плата за рассмотрение кредитной заявки, например, отвечает Василий Мочалов.

Поскольку банк, как и клиент, заинтересован в сохранности автомобиля, требуется его страхование, напоминает Юрий Исмагилов. Но это платежи в страховую компанию, банк в данном случае ничего не получает. Кроме того, новый автомобиль страхуют большинство покупателей, независимо от того, куплен он в кредит или нет, так как велика вероятность угона.

- Вернутся ли на рынок программы автокредитования с нулевым первоначальным взносом?

Вполне возможно, что конкуренция к этому и приведет, рассуждает Ян Арт: «Однако, думаю, что в этом плане кризис, отсекший ипотечные и автокредитные программы с нулевым взносом, сыграл лечебную роль для кредитоманов. Автокредит без первоначального взноса - не самый лучший вариант для самого заемщика».

Такие программы на рынке существуют уже сейчас, подтверждает Светлана Сурина.

Программы существуют, и спрос на них повышается, согласен Роман Дусенко: «Мы, в свою очередь, планируем внедрение таких кредитных продуктов».