По итогам 2007 года рынок автоссуд составил примерно $17 млрд, что почти в два раза больше результата 2006?го ($9 млрд). «К концу прошлого года доля «заемных» автомобилей в общих продажах составила порядка 45%, - отмечает замдиректора департамента розничного кредитования Бинбанка Антон Рудь. - В 2008-м этот показатель может «подобраться» к 52%, в то время как в 2006-м он достигал 37%, а в 2005-м - 25%».
Несмотря на кризис ликвидности, общий объем выдаваемых автоссуд во второй половине 2007-го оставался высоким, говорят банкиры. «С одной стороны, автокредиты намного менее рискованные, чем ссуды наличными и карты, а с другой - далеко не такие «длинные», как ипотека. Поэтому проблемы на мировом рынке пока не так сильно отразились на этом направлении бизнеса», - комментирует начальник отдела продуктового маркетинга Русь-банка Максим Чубак.
Однако преуспели далеко не все игроки. Так, например, занимавший 32?ю строчку в прошлогоднем рейтинге по объему портфеля автокредитов (http://www.finansmag.ru/51680) Транскредитбанк в этот раз свои результаты не предоставил, пояснив: «Ссуды на покупку авто не являются приоритетным направлением». По той же причине в таблице отсутствует Пробизнесбанк (42-е место в прошлогоднем списке). Как сообщили его представители, в ближайшее время «Пробизнес», скорее всего, откажется от автокредитов, поскольку они не вписываются в его концепцию. Год назад замыкавший список Номос-банк (44?е место) также не предоставил данные, поскольку развивать автозаймы не планирует.
Некоторые кредиторы сворачивают отдельные программы. Скажем, недавно выдачу долларовых ссуд на машины остановил Юниаструм-банк, который осенью закрыл ипотеку в американской валюте. Еще тогда («Ф.» № 38, 2007) председатель правления «Юниаструма» Павел Неумывакин комментировал: «90% займов на покупку автомобилей, так же, как и ипотечных ссуд, мы выдаем за пределами столицы, где больше популярны рубли». Экономическая нецелесообразность, которой в банке объясняют отказ от валютных программ, судя по всему, имеет прямое отношение к проблемам на мировом рынке - недоступности долларовых пассивов.
Наибольших успехов на автокредитном рынке в прошлом году добились госбанки и финучреждения с иностранным капиталом - у этих игроков меньше всего проблем с фондированием. «Кризис ликвидности привел к перераспределению клиентов, - соглашается зампред Абсолют-банка (принадлежит бельгийской группе KBC) Олег Скворцов. - Мы ощутили это на своем опыте: условия не улучшали, а поток заемщиков значительно вырос».
Лидером по объему автопортфеля по итогам прошлого года стал Сбербанк, переместившийся в таблице с двенадцатого на первое место. Объем ссуд госбанка «пополнел» на 47,7 млрд рублей (до 53,5 млрд), прирост составил 825%. Но динамика у «Сбера» не самая высокая среди участников рейтинга: Оргрэсбанк увеличил портфель «машинных» займов на 3533%. Тем не менее в абсолютном выражении «Оргрэс» прибавил чуть больше миллиарда, заняв 34-е место - в прошлом году он только начал развивать это направление.
Лидер рейтинга-2007 Росбанк, контроль над которым в 2008-м перешел к Societe Generale (SG), переместился на второе место. Размер займов вырос лишь на 16% (хуже только у «Юниаструма» - 8%, он опустился с 19-го на 23-е место). На бизнесе Росбанка, возможно, сказываются далеко не самые лучшие условия кредитования (стр. 42). А вот Русфинансбанк, другая «дочка» SG, увеличил объем ссуд на покупку авто почти в три раза до 33,7 млрд рублей. Второй год подряд «Русфинанс» занимает третью позицию. От Росбанка его отделяют чуть более 9 млрд рублей.
Банк «Русский стандарт» (РС) Рустама Тарико в рамках общего замедления развития опустился за год с четвертого на шестое место. Динамика портфеля «магазинного монстра» в 2007-м составила 54% против 597% в 2006-м. РС обошли две иностранные «дочки» - Райффайзенбанк и Юникредитбанк (бывший ММБ), занимающие теперь четвертую и пятую позиции соответственно.
На седьмой строчке расположился МДМ-банк, контролируемый Сергеем Поповым. Причем год назад МДМ являлся вторым автокредитным банком страны. За 2007-й портфель увеличился лишь на 20%, тогда как по итогам 2006-го года - на 168%. Восьмую строчку занял государственный ВТБ24, который в прошлом году не вошел в рейтинг «Ф.» из-за отсутствия данных.
Альфа-банк и Урса-банк, вопреки общей тенденции снижения веса организаций с частным российским капиталом, продемонстрировали серьезные успехи. Первый поднялся с 15-го на девятое место, увеличив объем автоссуд на 184%. «Урса», агрессивно развивающий розницу, теперь замыкает топ-10 (378% до 11,4 млрд рублей). Вплотную к десятке лидеров подобрался Промсвязьбанк - ему удалось подняться в рейтинге на восемь строчек (разрыв с «Урсой» - 1,8 млрд). Объем займов банка, которому сильно помогает миноритарный акционер Commerzbank, вырос в 2,5 раза до 9,6 млрд рублей.
Насыщенные трудности.
Жесткая конкуренция на рынке автомобильных займов привела к максимальной либерализации условий, сетуют банкиры. «Кредиторы работают на грани рентабельности, у них практически не осталось шансов на хороший заработок», - говорит Антон Рудь. Это самый насыщенный рынок из всех кредитно-розничных. И даже в условиях недостатка средств мало кто отважится на повышение ставок или, например, увеличение первоначального взноса - если, конечно, не планирует выходить из автокредитного бизнеса.
Удержаться в седле становится все сложнее. По мнению первого вице-президента Балтийского банка Максима Мосунова, в конкурентной борьбе с иностранцами кредитные организации с российским капиталом будут все больше обращаться в сторону вторичного рынка иномарок. По некоторым оценкам, в 2008 году его рост составит около 20%. Доходность здесь выше, однако лидерам ссуды на покупку подержанных машин менее интересны из-за повышенных рисков (в частности, залог здесь может оказаться и «перевертышем» и «утопленником»).
«Постепенное снижение стоимости автокредитов и смягчение требований к заемщикам наблюдались на рынке на протяжении нескольких лет, формируя устойчивую тенденцию, - говорит Антон Рудь. - Кризис ликвидности притормозил этот процесс, но маловероятно, что он обратится вспять». Вместе с тем, прогнозируют некоторые эксперты, в текущем году рынок автомобильных займов покажет не такой бурный рост - примерно 50%. Главным образом, ставка будет делаться на регионы, во многих из которых до насыщения еще далеко.
Прощание с «экспрессом».
В прошлом году, рассказывают участники рынка, усилилась еще одна тенденция: вытеснение автоэкспресс-кредитов классическими ссудами. «Мы полностью отказались от быстрых займов еще в 2006-м, и в целом по рынку доля таких ссуд заметно сокращается, -- говорит зампред Юниаструм-банка Вадим Гаврилов. - Прежде всего это связано с повышением грамотности населения и, как следствие, более тщательным выбором заемщиками кредитной программы».
При хорошем раскладе клиент может уехать на машине в тот же день, в который обратился за кредитом (оформление происходит непосредственно в салоне). Понятно, что в данном случае качество оценки платежеспособности снижается - по классической ссуде решение обычно принимается не менее чем за 2-3 дня. «Экспресс-кредиты для банков рискованны, поэтому они постепенно отказываются от этого направления, - комментирует руководитель департамента партнерских программ банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ) Алексей Костышин. - Пик популярности таких ссуд остался позади, объемы «обычного» автокредитования растут гораздо быстрее».
Но риски быстрых займов компенсируются высокой доходностью, поэтому окончательно сворачивать «экспрессы» кредитные организации не спешат, даже несмотря на кризис. Сегодня получить быстрый автокредит можно в ВТБ24, Росбанке, Собинбанке, а также банках «Союз», «Ренессанс Капитал». «Заемщики, которые хотят оформить ссуду здесь и сейчас, все еще не редкость, так что спрос на такие продукты остается высоким», - уверена зампред Русфинансбанка Людмила Богушевская.
Марочные банки.
В 2007 году на российский рынок начали выходить финансовые подразделения мировых автоконцернов. Пока ЦБ выдал лицензии двум подобным «дочкам» - Тойота-банку и Мерседес-Бенц банку. В марте был зарегистрирован БМВ-банк, уставный капитал которого пока не оплачен.
Автобанки приступили к выдаче ссуд на покупку новых машин собственных марок у официальных дилеров. Однако никаких революционных перемен пока не происходит. «До сих пор финподразделения автоконцернов не продемонстрировали серьезных конкурентных преимуществ в России: требования к заемщикам у них строже, выше размер первоначального взноса, а ставки сопоставимы с предложениями других банков», - говорит замначальника отдела розничных продуктов Росевробанка Наталья Бондарева.
Экспансия банков производителей не оказывает значительного влияния на расстановку сил, уверяет начальник отдела автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин: «Они являются нишевыми, претендуют на значительную долю ссуд только в рамках финансирования покупателей своих марок, но не на всем рынке». Хотя, по мнению Олега Скворцова из «Абсолюта», в перспективе автобанки смогут «откусить» значительную часть «пирога»: «Конкуренция еще больше ужесточается, они уже «переманили» часть клиентов, ориентированных на приобретение автомобилей конкретных марок».
Как в Тойота-банке, так и в Мерседес-Бенц банке «Ф.» не предоставили данные о размере портфеля, объяснив «скрытность» небольшим сроком присутствия на российском рынке. Причем, как рассказал Алексей Костышин, обе кредитные организации сегодня сотрудничают с БСЖВ: «Мы взаимодействуем с ними с прошлого года, оказываем услуги по оформлению и ведению автокредитов, - говорит банкир. - То есть покупатели автомобилей Toyota и Mercedes могут получить кредит непосредственно в автосалоне, с которым сотрудничает БСЖВ, на условиях Тойота-банка или Мерседес-Бенц банка».
СГОВОР: Согласованные тяжбы
Страхование автомобилей приносит банкам дополнительный доход.
Они сотрудничают с определенным пулом страховщиков и получают часть взносов, выплачиваемых клиентами. Тарифы в рамках кредитных программ не всегда выгодны для заемщика, а застраховаться в сторонней компании или не делать этого вовсе ему не позволят - таковы условия по ссуде. Сотрудничеством банков со страховщиками ФАС занялась в 2006 году, а уже в середине 2007?го собрала материалы для возбуждения 85 дел против 41 кредитной организации и 50 страховых компаний (сговор может происходить не только в области автокредитов, но и, например, в рамках ипотечных программ). С точки зрения ФАС, банки не должны влиять на тарифную политику страховщиков. Под прицел антимонопольщиков уже попали БСЖВ, МДМ-банк, Урса-банк, «Юникредит», «Юниаструм». Некоторые финучреждения, среди которых Росбанк и ВТБ24, добровольно расторгали «антиконкурентные» соглашения со страховыми компаниями. А вот Промсвязьбанк уже полгода оспаривает в суде претензии антимонопольщиков и штрафы, которые они предписали заплатить. Псковское управление ФАС за сговор со страховщиками наказывала банк дважды: осенью прошлого года на 150 тыс. рублей, а зимой текущего - на 450 тыс. Тяжбы, организованные Промсвязьбанком, пока к положительным для него результатам не привели. Между тем оформить каско - требование вполне закономерное, поскольку автомобиль является залогом. При этом логично, что кредитор выбирает «понятную» для себя страховую компанию. И даже если официально банки прекратят такое сотрудничество, они в любом случае будут рекомендовать заемщикам застраховаться там-то и там-то. Иначе клиенту попросту откажут в ссуде (банк имеет право сделать это без объяснения причин).
Лидеры по росту портфеля автокредитов в 2007 году, %
1 | Оргрэсбанк | 3533 |
2 | Сбербанк | 825 |
3 | ОТП-банк (Инвестсбербанк) | 697 |
4 | Абсолют-банк | 390 |
5 | Урса-банк | 378 |
6 | Санкт-Петербург | 358 |
7 | ВТБ24 | 237 |
8 | Ак Барс | 195 |
9 | Русфинансбанк | 193 |
10 | Юникредитбанк (ММБ) | 193 |
Лидеры по объему выданных автокредитов в 2007 году, млн руб.
1 | Сбербанк | 58921 |
2 | Русфинансбанк | 34007 |
3 | Юникредитбанк (ММБ) | 26384 |
4 | Росбанк | 25482 |
5 | Райффайзенбанк | 24795 |
6 | Русский стандарт | 20934 |
7 | МДМ-банк | 16698 |
8 | ВТБ24 | 12363 |
9 | Альфа-банк | 12130 |
10 | Урса-банк | 11310 |
Лидеры по доле автокредитов в общей задолженности частных лиц, %
1 | Автомобильный банкирский дом | 98 |
2 | Русфинансбанк | 77 |
3 | Авангард | 73 |
4 | МДМ-банк | 72 |
5 | Юникредитбанк (ММБ) | 61 |
6 | Союз | 59 |
7 | Росевробанк | 52 |
8 | Собинбанк | 47 |
9 | Росбанк | 43 |
10 | МБРР | 43 |
Лидеры по средней сумме автокредита, тыс. руб.
1 | Райффайзенбанк | 954 |
2 | Промсвязьбанк | 690 |
3 | Оргрэсбанк | 644 |
4 | ОТП-банк (Инвестсбербанк) | 563 |
5 | Зенит | 550 |
6 | ВТБ24 | 543 |
7 | Абсолют-банк | 523 |
8 | Бинбанк | 520 |
9 | Санкт-Петербург | 507 |
10 | МДМ-банк | 492 |
Рейтинг банков по объему автокредитов
Место | Банк | Объем портфеля автокредитов на 1.01.08, млн руб. | Динамика с 01.01.07,% | Выдано автокредитов в 2007 г., млн руб. | Доля автокредитов в общей задолженности частных лиц на 01.01.08, % | Доля автокредитов в общей задолженности частных лиц на 01.01.07, % | Количество выданных автокредитов в 2007 г., шт. | Средняя сумма автокредита в 2007 году, тыс. руб. |
1 | Сбербанк | 53519 | 825 | 58921 | 6 | 1 | 145409 | 405 |
2 | Росбанк | 42945 | 16 | 25482 | 43 | 46 | 75163 | 399 |
3 | Русфинансбанк | 33718 | 193 | 34007 | 77 | 71 | 132975 | 256 |
4 | Райффайзенбанк | 30607 | 37 | 24795 | 40 | 45 | 25987 | 954 |
5 | Юникредитбанк (ММБ) | 29603 | 193 | 26384 | 61 | 68 | 56005 | 457 |
6 | Русский стандарт | 28222 | 54 | 20934 | 10 | 15 | 156425 | 134 |
7 | МДМ-банк | 26385 | 20 | 16698 | 72 | 83 | 35410 | 492 |
8 | ВТБ24 | 17431 | 237 | 12363 | 11 | 15 | 22737 | 543 |
9 | Альфа-банк | 13774 | 184 | 12130 | 29 | 24 | 31590 | 400 |
10 | Урса-банк | 11398 | 378 | 11310 | н. д | н. д. | н. д. | н. д. |
11 | Промсвязьбанк | 9633 | 149 | 8477 | 33 | 31 | 12293 | 690 |
12 | Кредит Европа банк | 8915 | 98 | 7881 | 39 | 35 | 35696 | 221 |
13 | Газпромбанк | 8711 | 147 | 6652 | 26 | 28 | 14758 | 451 |
14 | Союз | 8270 | 41 | 6519 | 59 | 69 | 24170 | 490 |
15 | МБРР | 7786 | 74 | 6503 | 43 | 50 | 13636 | 477 |
16 | НБ «Траст» | 6560 | 122 | 4056 | 30 | 42 | 16404 | 247 |
17 | Собинбанк | 6251 | 108 | 4415 | 47 | 59 | 10517 | 420 |
18 | БСЖВ | 6178 | 45 | 5205 | 33 | 34 | 8799 | 477 |
19 | Абсолют-банк | 6056 | 390 | 560 | н. д. | н. д. | 10678 | 523 |
20 | Автомобильный банкирский дом | 5978 | 28 | 4029 | 98 | 96 | 18150 | 222 |
21 | Авангард | 5584 | 67 | 5234 | 73 | 71 | 12676 | 413 |
22 | Балтийский | 4776 | 159 | н. д. | 40 | 37 | 10088 | 472 |
23 | Юниаструм-банк | 4371 | 8 | 3069 | 34 | 37 | 6397 | 488 |
24 | Ак Барс | 3427 | 195 | 3028 | 18 | 18 | 7745 | 391 |
25 | Бинбанк | 3108 | 174 | 2524 | 27 | 35 | 4009 | 520 |
26 | Северная казна | 2609 | 167 | 2293 | 26 | 24 | 5472 | 419 |
27 | Русь-банк | 2170 | 75 | 1798 | 43 | 36 | 4318 | 410 |
28 | Запсибкомбанк | 2088 | 27 | 1609 | 12 | 16 | 4023 | 0 |
29 | Санкт-Петербург | 1643 | 358 | 1591 | 16 | 14 | 3135 | 507 |
30 | ОТП-банк (Инвест-сбербанк) | 1491 | 697 | 154 | 5 | 1 | 2728 | 563 |
31 | Ижладабанк | 1430 | 92 | 1314 | 34 | 38 | 4818 | 273 |
32 | Агроимпульс | 1399 | 74 | 1074 | 36 | 48 | 2732 | 393 |
33 | Росевробанк | 1363 | 96 | 1426 | 52 | 49 | 4086 | 300 |
34 | Оргрэсбанк | 1073 | 3533 | 1184 | 28 | 4 | 1201 | 644 |
35 | РБР | 624 | 191 | н. д. | 17 | 22 | 191 | н. д. |
36 | ХКФБ | 607 | н. д. | 664 | 1 | н. д. | 3537 | 182 |
37 | Зенит | 600 | 49 | 198 | 12 | 17 | 832 | 550 |
По данным банков
< Предыдущая | Следующая > |
---|