Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Точка невозврата

31.10.2012 19:05 Администратор
Печать PDF
Рынок автокредитов растет благодаря специальным предложениям. // Константин Фрумкин. Деловой еженедельник "Компания" №94 25 сентября 2006

Бурное развитие рынка автокредитования сопровождается опасностями, характерными для всех динамично растущих сегментов банковского бизнеса. Во-первых, увеличиваются риски невозврата кредитов, во-вторых, возникает соблазн нарушить антимонопольное законодательство.

Доходы российских граждан растут, они начинают покупать больше автомобилей, так что импортеры иномарок не справляются с растущим спросом. Совершенно естественно, коммерческим банкам удается извлекать прибыль из продажи машин в кредит. В нынешнем году сегмент автомобильного кредитования играл роль «точки роста» банковского бизнеса. Общий объем рынка автокредитов превышает $3 млрд, при этом, по оценкам специалистов РосЕвроБанка, его рост за первое полугодие 2006 года составил около 20%. Еще оптимистичнее оценка Международного Московского банка (ММБ): по итогам года объем выданных автокредитов в целом по системе может удвоиться. Лидером остается Росбанк, который за первое полугодие выдал 50 000 ссуд на сумму более $550 млн.

В целом ситуация в сфере автокредитов повторяет - с некоторым опозданием - ту, которая была на рынке потребительского и карточного кредитования: услуги эти потенциально чрезвычайно востребованы, в России они развиты плохо, и поэтому на этапе становления рынок переживает эпоху бурного роста. Однако у автокредитования есть и несколько особенностей, отличающих его, скажем, от потребкредитов.

Ставки не падают

По сравнению с рынком потребительского кредитования на рынке автокредитов потенциальных должников гораздо меньше, а потенциальных кредиторов - гораздо больше. Автомобили покупают не так часто, как телевизоры или холодильники, а для кредитования приобретения автомобилей банкам необязательно создавать свои точки в местах продаж, поэтому автомобильным кредитованием занимаются практически все розничные банки. Конкуренция на рынке очень жесткая. Однако она не приводит к снижению процентных ставок. По оценкам зампредправления Абсолют Банка Олега Скворцова, среднерыночная ставка находится в тех же пределах, что и в начале года: 9 - 11% годовых в долларах США и 12 - 14% годовых в рублях. «Думаю, что до конца года ситуация не изменится», - считает эксперт.

Конкуренция проявляется по другим параметрам предоставляемых ссуд: по сроку и размеру первоначального взноса. «Можно отметить увеличение сроков предоставления кредитов на покупку автотранспорта до 5 лет, в некоторых кредитных учреждениях срок кредитования достиг 7 лет, - сообщил «Ко» старший вице-президент АБ «Оргрэсбанк» Михаил Поляков. - Основные участники рынка автокредитования отказались от первоначального взноса».

«Рынок автокредитования является одним из наиболее конкурентных среди банковской розницы, - отмечает руководитель направления кредитования физических лиц РосЕвроБанка Алексей Бабкин. - Процентные ставки по ссудам практически сравнялись у большинства банков, при этом привлекать клиентов за счет их понижения кредитным организациям невыгодно, так как они уже практически достигли минимума. В рамках жесткой конкуренции банки начинают улучшать качественные показатели кредитов. Сроки кредитов растут, количество предоставляемых документов сокращается, увеличивается разнообразие программ. Теперь будущие автовладельцы могут взять кредит с нулевым первоначальным взносом или беспроцентной рассрочкой платежа, а также кредит на новую и подержанную машину».

Риск - 1%

Если говорить о новых кредитных продуктах, то тут стоит сказать о главном событии на рынке - появлении кредитования покупки подержанных авто. «На рынке получают все большее развитие программы кредитования подержанных автомобилей», - заявил председатель правления Райффайзенбанка Йоханн Йонах. При этом, по мнению Йонаха, основная причина их популярности заключается в том, что купленные 2 - 3 года назад новые автомобили клиенты возвращают по программе trade-in. «Соответственно, повышается интерес к подержанным автомобилям, и банки активнее предлагают соответствующие программы кредитования», - отмечает глава Райффайзенбанка.

Недавно крупные столичные банки начали продвигать данную услугу в провинции. Как отмечает начальник отдела разработки продуктов целевого кредитования БИНБАНКа Павел Каленюк, сегодня региональный рынок разделен на две части: сфера присутствия московских банков (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург) и города, в которых представлены преимущественно местные кредитные организации. В первом случае рынок более гибкий, ставки ниже, предложений больше. Во втором - конкуренция еще не такая сильная. Именно туда и стремятся те московские банки, которые только выходят в регионы со своими программами.

Разумеется, возникают опасения, что экспансия на рынке автомобильного кредитования может привести к увеличению количества невозвратов. Именно эта коллизия возникла на рынке потребительского кредитования - агентство Fitsh даже включило Россию в число стран с наиболее уязвимой банковской системой. Между тем в сфере автокредитования также наблюдается тенденция по упрощению и ускорению процедуры выдачи кредита. Правда, сами банкиры, как и следовало ожидать, не склонны видеть здесь проблемы. По оценкам РосЕвроБанка, риск невозврата по автокредитам составляет около 1%. В Райффайзенбанке объем невозвратов в своем кредитном портфеле оценивают как «менее 1%». Олег Скворцов из Абсолют Банка вообще утверждает, что невозвраты по классическим автокредитам составляют в среднем менее 0,05% от общего числа портфеля банков. «Невозврат по автокредитованию значительно ниже, чем по потребительскому кредитованию», - уверяет Павел Каленюк из БИНБАНКа.

О потребительском кредитовании представители банковского сообщества также «пели сладкие песни». Сейчас они обернулись серьезным ухудшением показателей невозврата, которые уже невозможно скрывать.

Партнерство и конкуренция

Самая характерная черта автокредитования - возникновение особых партнерских отношений между банками с одной стороны и автодилерами и страховыми компаниями - с другой. Так, например, недавно Внешторгбанк-24 стал предоставлять кредиты на специальных условиях в автосалонах компаний «Муса-Моторс» и «Борис Хоф». МДМ-банк начал сотрудничество с ГК «Рольф» - крупным дилером ряда иностранных марок. Надо сказать, что в сегменте потребительского кредитования эксклюзивные договоры банков с розничными сетями иногда возбуждают интерес Федеральной антимонопольной службы, которая видит в этом нарушение принципов свободой конкуренции. Но до автокредитов у ФАС еще не дошли руки.

Как разъясняет Йоханн Йонах, как правило, банки работают со многими дилерами, но с некоторыми из них участвуют в специальных программах. «Обычно это инициатива автосалона, который решает выйти на рынок со спецакцией», - считает Йонах.

Именно эти специальные акции фактически и определяют лицо рынка, поскольку, как отмечает генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов, условия таких программ, как правило, гораздо выгоднее, чем стандартные условия кредитования: ниже процентная ставка, меньше требований к заемщику, ниже первый взнос, дешевле стоит страховка, возможно экспресс-кредитование. «Специальных предложений на рынке автокредитования сейчас действительно много, и, как правило, они выгодны для всех участников сделки. Для салона - это возможность увеличить продажи автомобилей, для банка - это возможность привлечь новых клиентов, а для заемщиков - приобрести автомобиль в кредит на очень заманчивых условиях», - резюмирует Аксенов. При этом, по словам Павла Каленюка, выгодные условия кредитования в рамках спецакций достигаются за счет взаимных уступок автосалона, банка и страховой компании.

Иногда спецпрограммы направлены на конкретные марки автомобилей. Например, те, которые не пользуются популярностью у населения. Для банка участие в специальной программе подразумевает увеличение кредитного портфеля в максимально короткие сроки на время действия акции.

Предоставление кредитов на покупку обычно сопровождается страхованием автомобиля, и именно поэтому партнерство банков со страховыми компаниями становится наиболее проблематичной ситуацией с точки зрения антимонопольного законодательства - ведь банки и автосалоны фактически поставляют новых клиентов для выбранных ими страховых компаний. По мнению Алексея Бабкина из РосЕвроБанка, «банки ограничивают число страховых компаний, так как им удобнее работать с надежными страховыми партнерами, с которыми существуют определенные договоренности, ведь механизм взаимодействия при наступлении страховых случаев оговаривается заранее и при этом учитываются все нюансы во благо клиента».

С ним не согласен Олег Скворцов из Абсолют Банка. «Большинство банков при кредитовании предлагает услуги 10 - 15 ведущих страховых компаний, поэтому не стоит говорить, что происходит нарушение конкуренции. Допустить все страховые компании - значит существенно увеличить риски как потребителя, так и самого банка, который устанавливает лимиты, исходя из своей кредитной политики», - считает он.

В целом специальные кредитные программы, конечно, являются эффективным инструментом маркетинговой политики, но одновременно они вызывают много вопросов. Во-первых, они затрудняют потребителям возможность оценивать уровень рыночных цен. Во-вторых, спецпрограммы часто связаны с упрощенной процедурой выдачи кредитов, а значит, они увеличивают риск невозвратов. В-третьих, они часто являются инструментом ограничения рыночной конкуренции. Опыт рынка потребительского кредитования говорит, что договоры банков со страховыми компаниями и с ритейлерами могут оспариваться в судебном порядке - как госорганами, так и конкурентами.

Но автокредитование - рынок молодой и растущий, и его участники пока думают лишь о хорошем.