Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Закон о страховании вкладов требует доработки

08.11.2012 17:07 Администратор
Печать PDF
В ходе реализации закона о страховании вкладов выявился целый ряд проблем, которые можно решить только законодательным путем. // Артем Мазюк. Специально для Банкир.Ру.

11 июля на заседании Межрегионального банковского совета при Федеральном собрании РФ были рассмотрены вопросы взаимодействия коммерческих банков с надзорными и правоохранительными органами. Одной из главных тем повестки совета был назван вопрос правоприменительной практики при реализации норм законодательного регулирования в сфере страхования вкладов физических лиц. Представители коммерческих банков считают, что «Закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской федерации» требует доработки, так как в ходе его реализации выявился целый ряд проблем, которые можно решить только законодательным путем.

Банкиров в законе о страховании вкладов в первую очередь не устраивает то, что Центробанк при отказе от включения в систему страхования вкладов по закону не обязан объяснять банку причину принятия отрицательного решения. Банку в таком случае приходится обращаться в ЦБ в неофициальном порядке и ответ из ЦБ соответственно официальным заявлением тоже не является. Это создает сложность в случае обращения банка в суд для обжалования решения, так как Центробанк в данном случае может изменить и дополнить причины своего отказа, и суд соответственно не может разобраться в точных претензиях, предъявляемых ЦБ к банку. Таким образом, получается, что банк по решению суда может работать с физическими лицами, но в связи с отказом Центробанка, не вносится в систему страхования вкладов. В итоге складывается ситуация, когда суд фактически не может отменить решение контролирующего органа, а это уже противоречит конституции.

Другой вопрос, интересующий банкиров относительно данного закона - двухлетний срок для переподачи заявления на вступление в систему страхования вкладов в случае наличия нарушений. Здесь проблема заключается в том, что банк при подаче повторного ходатайства на включение в систему страхования начинает квалифицироваться, как только что созданный, а ему для разрешения на работу с физическими лицами требуется два года. Причем зачастую претензии ЦБ по ходатайствам банка носят чисто технический характер и для их устранения требуются сутки, то есть время несоизмеримо меньшее, чем 2 года.

Говоря о сложившейся в данной сфере ситуации, председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов отметил, что при взаимодействии бизнеса и власти должны неукоснительно соблюдаться государственные интересы, но при этом бизнес должен себя ощущать комфортно и уверенно, чувствуя предсказуемость действий со стороны государства, которая отсутствует по некоторым отраслям законодательства.

«Закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской федерации имеет огромную государственную важность, тем не менее, практика выявила целый ряд проблем применения норм этого закона. Имели место случаи, когда банки обращались в суды по поводу отказа от включения в систему страхования вкладов и в некоторых случаях решения выносились в их пользу. Таким образом, складывается система, когда функцию надзорного органа, то есть Центробанка выполняет суд. Банки таким положением дел не удовлетворены, потому что суд может разрешить им работу с частными вкладчиками, но не может обязать Центробанк включить их в систему страхования вкладов», - сказал Миронов.

В свою очередь Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин отметил, что такая проблема действительно существует, и что отсутствие обязанности Банка России мотивировать вынесенное им заключение в отношении коммерческих банков действительно мешает судам выносить справедливые решения в случае подачи банком жалобы. «Коммерческий банк должен обращаться в Центробанк «не законным» образом и как следствие не получает официального ответа на свой запрос. ЦБ в этом случае может свободно изменять и добавлять факты по отказу в страховании вкладов в результате суд оказывается в ситуации правовой неопределенности», - сказал он. Председатель правления Ист Бридж так же добавил, что помимо огрехов в законодательной части закона о страховании вкладов искажается и его трактовка, в результате чего банки теряют возможность работы с физическими лицами.

В ответ на претензии, предъявляемые банкирами к Центробанку, директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симановский отметил, что мотивировка отказа ЦБ от включения в систему страхования вкладов коммерческих банков предусмотрена законодательством, и Центробанк якобы всегда мотивирует свои отказы. Помимо этого он сказал, что Банку России обычно удается доказать в суде свою правоту и следственные органы с ним как правило соглашаются. Говоря о двухлетнем периоде адаптации банка и устранения ошибок, после неправильно поданного первого ходатайства, Симановский обратил внимание, что этот срок необходим для того, чтобы банк накапливал «потенциал действий, необходимый для исправления ошибочной деятельности». Директор департамента банковского регулирования и надзора так же отметил, что ЦБ никогда не отказывал коммерческим банкам во включении страхования вкладов из - за технических ошибок.

Стоит отметить, что по просьбе представителей банковского сообщества, на заседании Межрегионального банковского совета при Совете федерации РФ было принято решение о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от23. 12. 03 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», предусматривающих целый ряд поправок, таких как:

- закрепление обязанностей ЦБ РФ предоставлять мотивированные обоснования при подготовке отрицательных заключений о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;

- уточнение формулировок действующей редакции закона в части регламентации порядка повторного ходатайства банка;

- включение в закон нормы, обязывающей восстановить нарушенное право банка в случае признания судом недействительным отрицательного заключения Банка России о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;

- включение в закон норм, определяющих правовые последствия вынесения судом решения о признании банка соответствующим требованиям к системе страхования вкладов (в частности, о предоставлении мер, принимаемых Банком России в отношении банка, признанного не соответствующим этим требованиям );

- сокращение срока для повторного обращения банка с ходатайством о включении в систему страхования вкладов, в целях обеспечения реализации права банков на устранение выявленных нарушений и реализация в полном объеме своей специальной правоспособности, включающей согласно статье 5 федерального закона «О банковской деятельности», право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

- урегулирование порядка рассмотрения Банком России обращения банка, вновь подающего ходатайство о включении его в систему страхования вкладов по истечении установленного срока;

- урегулирование процедур и обеспечение гарантий реализации законных прав и интересов в процессе рассмотрения повторных ходатайств банков о вступлении в систему страхования вкладов, а так же исключения банков из указанной системы.