Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55
bair

Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики (продолжение)

24.12.2012 13:00 Администратор
Печать PDF
Учитывая, что значительный опыт страхования вкладов имеют сегодня не только развитые страны, но и отдельные государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, представляется интересным познакомиться с тем, как работают системы защиты вкладов в странах Содружества Независимых Государств и Балтии. // Ольга Котина, аналитик ОАО КИБ «ЕВРОАЛЬЯНС» г. Иваново. Специально для Банкир.Ру.

Продолжение. Начало: Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики.

Система страхования вкладов Украины

Украинский фонд страхования вкладов был создан в сентябре 1998 года Ука-зом Президента в качестве специализированной государственной организации. В сен-тябре 2001 года был принят Закон «О фонде гарантирования вкладов физических лиц», определивший принципы функционирования Фонда и его взаимоотношений с прави-тельством, Национальным Банком Украины, а также процедуры выплаты возмещения.

Фонд гарантирования вкла-дов Украины является независимым государст-венным институтом - некоммерческой организацией, имеет право выпускать обязатель-ные для банков нормативные документы в форме инструкций, указаний и правил, а так-же стандарты. В функции Фонда входит осуществление анализа рынков депозитов, оценка финансового состояния банков-участников системы. Фонд имеет право осуще-ствлять проверки деятельности банков по вопросам, относящимся к его компетенции. Также предусматривается возможность исключения банков из Фонда в случае отзыва лицензии или приостановления операций по привлечению вкладов физических лиц.

Финансовые ресурсы Фонда состоят из взноса Национального Банка Украины в размере 20 млн. гривен (около 3,7 млн. долл. США), а также вступительных (в размере 1% зарегистрированного уставного капитала), регулярных (полугодовых) взносов банков в размере 0,25% от суммы остатков гарантируемых вкладов по состоя-нию на отчетную дату, специальных взносов банков для погашения заимствований Фон-да в случае недостаточности его средств (не более суммарного размера календарных взносов за год), штрафов, уплачиваемых банками за несвоевременную или неполную уплату взносов, а также доходов от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины и депозиты в Национальном Банке Украины. Фонд также имеет право прибегать к заимствованиям у Правительства, Национального Банка и иных орга-низаций. Фонд самостоятельно занимается инвестированием своих ресурсов.

Участие банков в системе является обязательным (исключение - Сберегательный банк Украины, в отношении которого вступление в систему обусловлено принятием специального закона). При этом установлено две категории членства банков в системе:

- полноправные члены Фонда;

- временные члены Фонда.

Перевод банка в статус временно-го члена предусматривается в том случае, если банк не выполняет экономические нор-мативы, характеризующие достаточность его капитала и платежеспособность, а также, если действие лицензии банка приостановлено Национальным Банком Украины. В на-стоящее время участниками Фонда являются более 148 банков - полноправных членов Фонда, в отдельные периоды появляются и временные члены Фонда.

Гарантии по вкладам распространяются на любые депозиты физических лиц, за исключением вкладов членов наблюдательных советов, советов директоров, аудитор-ских комитетов, сотрудников аудиторских фирм, осуществлявших аудит деятельности банка в последние три года, акционеров, владеющих более 10% уставного ка-питала банка, а также депозитов лиц, которые на индивидуальной основе получают по-вышенные проценты или пользуются финансовыми привилегиями, которые повлекли ухудшение финансового состояния банка. Никаких ограничений по срокам вкладов и видам валют не устанавливается.

Предельный размер возмещения по вкладам установлен в размере 3800 гривен (около 710 долл. США). До принятия закона действовал лимит в размере 500 гривен. Возмещению подлежит как сумма основного долга, так и проценты по состоянию на да-ту назначения ликвидатора банка. Выплата возмещения производится в течение трех месяцев с момента назначения ликвидатора банка (сам Фонд не принимает участия в ликвидации банков-участников системы).

Не смотря на то, что система гарантирования вкладов Украины действует лишь с 1998 года (а Закон «О фонде гарантирования вкладов физических лиц» с 2001 года), она заслуживает позитивной оценки и имеет следующие характеристики:

- законодательно предусматривается создание страхового фонда на случай банкротства банка, который формируется, главным образом, за счет взносов банков - участниц системы. Национальный банк Украины также участвует в финансировании Фонда;

- чрезвычайно важно, что Фонд гарантирования вкладов является независимым го-сударственным институтом и имеет расширенный круг полномочий;

- участие банков в системе гарантирования является обязательным, причем страхованию подлежат все депозиты физических лиц, никаких ограничений по сумме и по срокам не устанавливается (но это требование не распространяется на депозиты юридических лиц).

Система страхования вкладов Казахстана

В Казахстане система страхования вкладов была создана в 1999 году. Инициа-тором создания системы выступил Национальный Банк Республики Казахстан, учре-дивший Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц как свое дочернее закрытое акционерное общество. Одновременно по инициативе Нацио-нального банка были внесены изменения в банковское законодательство, обеспечившие формирование и пополнение фонда финансовыми ресурсами, а также встраивающее Фонд в систему финансовых органов страны.

Фонд имеет достаточно ограниченные полномочия. Его функции сводятся к сбо-ру взносов с банков-участников и выплате возмещения вкладчикам. Он не имеет права устанавливать какие-либо обязательные к применению банками нормы и правила, полу-чать от них какую-либо информацию об их деятельности. Единственной санкцией, кото-рая может быть применена Фондом, является исключение банка из Фонда в случае от-зыва у него лицензии, систематического (трех и более раз в течение 12 последователь-ных месяцев) применения к банку такой меры как безакцептное списание с его счетов неуплаченных им самостоятельно календарных и иных взносов или в случае предостав-ления банком в Фонд информации, свидетельствующей о невозможности выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками.

Первоначальный уставный капитал Фонда был сформирован за счет средств На-ционального Банка - 1 млрд. тенге (на момент создания - около 7 млн. долл. США). Финансирование деятель-ности Фонда осуществляется за счет вступительных и календарных взносов банков. Вступительный взнос составляет 0,375% от величины привлеченных банком гаранти-руемых вкладов, ежеквартальный взнос - 0,25% от суммы остатков на соответствующих счетах по состоянию на отчетную дату. В настоящее время шкала взносов является уни-фицированной, но Фонд имеет право устанавливать для банков дифференцированные ставки календарных взносов, зависящие от финансового состояния конкретного банка, а также максимальный суммарный размер календарных взносов как процентное отноше-ние к совокупной сумме привлеченных данным банком гарантируемых вкладов.

Имеются и дополнительные источники финансирования Фонда - в случае недос-таточности его средств для осуществления выплаты гарантированных вкладов Фонд может осуществлять заимствования у Национального Банка, правительства и иных ор-ганизаций, либо заимствования под их гарантии, а также взимать с банков дополнитель-ные и чрезвычайные взносы на покрытие разрыва ликвидности и погашения заимство-ваний Фонда. Инвестирование средств Фонда осуществляется на основании договора о доверительном управлении Национальным Банком Республики Казахстан исключитель-но в государственные долговые обязательства.

Следует отметить, что участие банков в системе до 2004 года являлось добровольным, а начиная с 2004 года обязательным. Условием включения банков в систему страхования является нали-чие собственного капитала в размере не менее 1 млрд. тенге (500 млн. тенге для регио-нальных банков), а также безубыточность и соблюдение пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов в течение 6 месяцев до подачи заявления.

К числу гарантируемых вкладов относятся вклады физических лиц в тенге, дол-ларах США и евро. Вклады в иных валютах, включая вклады в российских рублях, не гарантируются.

Достаточно сложной является шкала выплат возмещения по гарантированным вкладам. Так, срочные вклады в тенге гарантируются в полном объеме в пределах 400 тыс. тенге (около 2,5 тыс. долл. США), включая проценты в пределах 50% ставки рефи-нансирования, действовавшей до отзыва у банка лицензии; по вкладам в долларах США и евро размер возмещения составляет 90% суммы основного долга (подлежит выплате в той валюте, в которой вклад был размещен), но не более 360 тыс. тенге по курсу на дату отзыва лицензии (проценты не гарантируются); по вкладам до востребования в нацио-нальной валюте гарантируемая сумма составляет 50 тыс. тенге (вклады до востребования в иных валютах не являются объектом гарантирования).

Оценивая опыт функционирования относительно молодой системы страхования вкладов Ка-захстана, следует отметить, что хотя её создание позволило в значительной мере повли-ять на повышение доверия населения к национальной банковской системе, представля-ется, что основными факторами, способствовавшими этому, служили иные меры, кото-рые были предприняты руководством республики и Национальным Банком Казахстана, направленные на развитие и укрепление национальной банковской системы.

Итак, подводя итог, можно выделить следующие особенности системы гарантирования Казахстана:

- существующая система гарантирования Казахстана является достаточно ограниченной как по функциям, так и по инструментарию, который она использует;

- система гарантирования Казахстана базируется на создании Фонда гарантирования (страхования) вкладов физических лиц (создание Фонда предусматривается законом), функции которого сводятся лишь к сбо-ру взносов с банков-участников и выплате возмещения вкладчикам;

- существует полная зависимость принимаемых Фондом решений от позиции Нацио-нального Банка, являющегося одним из основных учредителей данного Фонда (следует отметить, что наряду с государственным финансированием финансовые ресурсы фонда образуются также за счет вступительных и календарных взносов банков и других средств, предусмотренными законодательством);

- к числу гарантируемых вкладов в рамках системы гарантирования Казахстана относятся только вклады физических лиц (для Казахстана это вклады в тенге, дол-ларах США и евро), при этом системой гарантирования Казахстана устанавливаются и другие дополнительные ограничения по гарантированию вкладов;

- в системе гарантирования Казахстана достаточно сложной является шкала выплат возмещения (сумма страхового возмещения не превышает и 3 тыс. долл. США), а сама процедура выплаты является очень длительной.

Система страхования вкладов Литвы

Система страхования вкладов физических лиц была создана в Литовской Рес-публике в 1996 году, когда был принят закон «О страховании депозитов физических лиц». В марте 2001 года был принят новый Закон «О страховании депозитов», в соот-ветствии с которым в число гарантируемых Фондом страхования депозитов были вклю-чены и депозиты юридических лиц. В июле 2002 года вступил в силу Закон «О страхо-вании депозитов и обязательств перед инвесторами», еще более расширивший круг страхуемых Фондом инструментов. Фонд страхования депозитов (в соответствии с зако-ном 2002 года - Фонд страхования депозитов и обязательств перед инвесторами) - явля-ется государственным учреждением, учрежденным правительством Литовской Респуб-лики.

В функции Фонда входит:

- аккумулирование взносов участников;

- осуществление выплаты возмещения владельцам депозитов;

- надзор за соблюдением участниками про-цедур, предписанных законом о страховании депозитов;

- оценка рисков, возникающих в ходе осуществления деятельности Фонда.

Фонд имеет право получать от участников необходимую ему информацию, оценивать достоверность информации, представляемой ему участниками Фонда.

В соответствии с законом 2001 года уставный капитал Фонда составляет 30,3 млн. лит (около 8,6 млн. долл. США). Он сформирован за счет взноса правительства. Фи-нансирование деятельности Фонда осуществляется за счет вступительных (5000 лит для банков и 500 лит для кредитных союзов) и календарных взносов участников, размер ко-торых составляет 0,45% в год для банков (до 2001 года - 1%) и 0,2% для кредитных союзов. Взносы уплачиваются ежемесячно исходя из среднедневных остатков на соот-ветствующих счетах. Совет директоров Фонда имеет право уменьшить размер уплачи-ваемых участниками календарных взносов, если размер Фонда превысит 3% от общей суммы подлежащих гарантированию депозитов (на 01.01.2002 г. - около 2,8%).

Фонд имеет право инвестировать свои средства в ценные бумаги правительств и центральных банков стран, реестр которых определяется Советом Фонда. На практике денежные ресурсы фонда инвестируются только в ценные бумаги правительства Литов-ской республики, номинированные в национальной валюте и долларах США.

Участие банков и кредитных союзов в системе является обязательным. Прием банков в число участников системы осуществляется автоматически - при получении ими лицензии, дающей право привлекать депозиты. Исключение из числа участников системы осуществляется по решению Совета Фонда при отмене над-зорным органом права института привлекать депозиты или если институтом в течение 12 месяцев не устранены нарушения процедур страхования депозитов, установленные законом, или причины, позволяющие говорить о возникновении угрозы для ликвидности Фонда.

К числу депозитов, страхуемых Фондом, относятся депозиты в национальной ва-люте, долларах США и евро.

Не подлежат возмещению депозиты государственных органов и организаций, кредитных организаций, пенсионных фондов, страховых и финансовых компаний, а также долговые ценные бумаги, выпущенные или акцептованные ликвидируемым ин-ститутом. Из числа подлежащих возмещению также исключены депозиты, привлечен-ные после наступления страхового случая, депозиты руководителей банка, его филиалов и дочерних организаций, членов совета и правления, аудиторского комитета, внешних аудиторов, акционеров, владеющих более 5% акций института, а также родственников перечисленных лиц. Кроме этого, исключаются из числа подлежащих возмещению де-позиты, размещенные на анонимные и кодированные счета, а также депозиты, процент-ная ставка по которым в 2 и более раза превышает ставку по аналогичным депозитам в том же банке. При наличии у ликвидируемого банка встречных требований к владельцу депозитов выплате подлежит разница между суммой причитающегося страхового воз-мещения и суммой встречных требований банка.

В связи с тем, что Литовская Республика готовилась к вступлению в 2004 году в Европейский Союз, законом было предусмотрено поэтапное увеличение раз-мера страховой суммы, подлежащей возмещению. Предполагалось, что в период до 31.12.2009 г. 100%-ое возмещение будет выплачиваться по депозитам до 10000 лит, 90% от суммы от 10000 до 45000 лит - до 31.12.2003, 90% от суммы от 10000 до 50000 лит с 01.01.2004 до 31.12.2006 г., 0% от суммы от 10000 до 60000 лит с 01.01.2007 г. до 31.12.2009 г., с 1 января 2010 года в полном объеме будут возмещаться депозиты до 2500 евро, в объеме 90 % - до 20000 евро.

Выплата возмещения должна осуществляться в течение трех месяцев с даты на-ступления страхового случая - начала процедуры банкротства института или принятия решения о прекращении банковской деятельности института или установления неспо-собности института рассчитаться с кредиторами.

Поводя итог, следует сказать, что система страхования Литвы, созданная в 1996 году, имеет ряд преимуществ над системами гарантирования, действующих в большинстве стран СНГ и Балтии, и характерных черт, среди которых можно выделить следующие:

- система страхования вкладов Литвы охватывает не только депозиты физических и юридических лиц, но еще более расширяет круг страхуемых Фондом инструментов;

- система страхования Литвы базируется на создании Фонда страхования депозитов, который явля-ется государственным учреждением, учрежденным правительством Литовской Респуб-лики (Фонд также формируется и за счет вступительных и календарных взносов его участников);

- страхованию подлежат депозиты, как в национальной ва-люте, так и в долларах США и евро;

- участие банков и кредитных союзов Литвы в системе является обязательным, причем банки автоматически являются участниками системы при получении ими лицензии, дающей право привлекать депозиты, что значительно облегчает процедуру их вхождения в систему страхования.

Система страхования вкладов Латвии

Система страхования вкладов в Латвийской Республике начала функциониро-вать с 1998 года. В мае 1998 года был принят закон «О гарантировании депозитов физи-ческих лиц», вступивший в силу с 1 октября 1998 года. В октябре 2001 года в закон бы-ли внесены существенные изменения, направленные на приведение его в соответствии с нормами Европейского Союза. В частности, в число гарантируемых были включены де-позиты юридических лиц, система распространена не только на банки, но и на кредит-ные союзы, уточнен перечень депозитов, не подлежащих возмещению.

В соответствии с законодательством Латвии деятельностью Фонда гарантирова-ния депозитов управляет Консультативный Совет Комиссии по финансовым рынкам и рынкам капиталов - независимый орган финансового надзора. Он же контролирует пре-доставление участниками ежеквартальной отчетности о привлеченных депозитах. Функции Фонда включают аккумулирование взносов участников и осуществле-ние выплаты возмещения по гарантируемым депозитам.

Финансовые ресурсы Фонда формируются за счет первоначально перечисленных из государственного бюджета 500 тыс. лат, такой же суммы, перечисленной Банком Лат-вии, а также вступительных (50 тыс. лат для банков и 100 лат для кредитных союзов) и календарных взносов участников. Размер календарных платежей составляет 0,05% от суммы привлеченных депозитов.

Фонд обязан хранить свои средства на счете в Банке Латвии. Инвестирование средств Фонда осуществляется в порядке, установленном Консультативным Комитетом (по ранее действовавшим правилам - только в государственные ценные бумаги Латвии).

Участие банков и кредитных союзов в Фонде является обязательным. Включение в число участников осуществляется автоматически при выдаче им лицензии на совер-шение банковских операций Комиссией. Исключение из числа участников Фонда зако-нодательством не предусмотрено.

Законодательством установлен график увеличения размера возмещения по депо-зитам: с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 г. - 3 000 лат (около 5 000 долл. США); с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г. - 6 000 лат; с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. - 9 000 лат; с 01.01.2008 г. - 13 000 лат.

Исключаются из числа страхуемых депозиты центральных банков, коммерче-ских банков, других финансовых институтов, организаций, финансируемых из государ-ственного бюджета, с индивидуально установленной или чрезмерно высокой процент-ной ставкой, а также привлеченные на условиях, которые привели к ухудшению финан-сового состояния участника, депозиты аффилированных с участником лиц, признанные судом связанными с «отмыванием денег», а также депозиты, являющиеся обеспечением обязательств перед участником, обязательства на предъявителя и включаемые в капитал участника. При наличии у участника встречных требований с наступившим сроком ис-полнения размер возмещения уменьшается на сумму таких требований.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика системы гарантирования депозитов в Латвии (как в Литве) обусловлена включением ее в Европейский союз. Так, в частности:

- в число гарантированных депозитов включены не только депозиты физи-ческих, но и юридических лиц;

- система гарантирования распространяется и на банки, и на кредит-ные союзы;

- значительно расширен перечень депозитов, не подлежащих возмещению;

- источниками финансирования Страхового фонда в Латвии, как и в большинстве стран, является государство, Банк Лат-вии, а также вступительные и календарные взносы участников системы гарантирования;

- участие банков и кредитных союзов в системе гарантирования является обязательным, причем это осуществляется автоматически при выдаче им лицензии (зако-нодательством Латвии не предусмотрено исключение из числа участников Фонда, как, например, в Литве) и т.д.

Система страхования вкладов в Эстонии

Эстонский фонд гарантирования депозитов был создан в 1998 году на основании закона, принятого 23 мая 1998 года. Согласно этому закону, гарантировались только депозиты юридических и физических лиц в эстонских кронах и германских марках. В ию-ле 2002 года вступил в силу новый закон, распространивший гарантии Фонда на инве-стиции и вложения в пенсионные фонды. Согласно законодательству, Фонд (новое на-звание - Гарантийный фонд) является юридическим лицом без уставного капитала. Ус-тав Фонда утверждается правительством Республики Эстония. Фонд управляет тремя субфондами - гарантирования депозитов, защиты инвесторов и защиты пенсионных вложений.

В функции Фонда входит аккумулирование взносов участников, осуществление выплаты возмещения по гарантированным депозитам. Фонд имеет право получать необ-ходимую ему информацию от надзорного органа, а также институтов-участников. Уча-стники Фонда обязаны представлять ему отчетность в объемах и сроки, установленные Банком Эстонии.

Финансовые ресурсы Фонда формируются за счет вступительных взносов (для банков - 50 тыс. крон), календарных взносов, уплачиваемых ежеквартально в размере 0,1% от суммы привлеченных депозитов (до 01.07.2002 г. - 0,.х депозитов (до 01.07.2002 - 0.125%позитов (до 01.07.2002 - 0.) без учета депозитов кредитных институтов, страховых и инвестиционных компаний, штрафов за задержку уплаты взносов участниками (0,2% в день), а также доходов от инвестирования средств Фонда. При недостаточности средств Фонда для выполнения им своих обязательств На-блюдательный Совет может санкционировать получение Фондом кредитов коммерче-ских банков и/или кредитов/гарантий государства.

Законом установлены следующие возможные направления инвестирования средств Фонда:

- в облигации и иные долговые инструменты, котируемые на биржах стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эмитент кото-рых имеет инвестиционный кредитный рейтинг международно-признанного рейтингового агентства, определенного Наблюдательным Советом Фонда;

- в депозиты в кредитных институтах стран - членов ОЭСР, имеющие инвести-ционный кредитный рейтинг;

- в казначейские облигации стран - членов ОЭСР и других стран, имеющих ин-вестиционный кредитный рейтинг;

- в паи в инвестиционных фондах, активы которых могут состоять только из ценных бумаг и депозитов.

Участие банков в Фонде является обязательным. Прием банков в число участников Фонда осуществляется автоматически - при выдаче им лицензии на осуществление банковских операций.

Не включаются в число гарантируемых депозиты государства, местных органов власти, кредитных институтов, финансовых и инвестиционных компаний. Также не под-лежат возмещению депозиты членов наблюдательного совета, правления, аудиторов кредитного института и связанных с ним компаний, а также акционеров, владеющих бо-лее 5% акций или связанных с ним компаний, и родственников этих лиц. Кроме этого, не возмещаются депозиты, которые не могут быть идентифициро-ваны, депозиты, в отношении которых существуют основания для признания их связан-ными с отмыванием денег, а также депозиты юридических лиц, последний годовой от-чет которых содержит как минимум два из трех ниже перечисленных экономических ин-дикаторов:

u валюта баланса превышает 3125000 евро;

u годовой оборот превышает 6250000 евро;

u среднее число работников за год превышает 50 человек.

Не подлежат возмещению также депозиты, процентная ставка по которым суще-ственно превышает ставку по другим депозитам с близкими условиями и размерами, привлеченными институтом.

Эстония в преддверии вступления в Европейский Союз также установила график поэтапного увеличения размера гарантируемых Фондом сумм. С 1.01.2004 года гарантиро-валась выплата 90% от 100000 крон, с 01.01.2006 г. - 200000 крон, с 01.01.2008 г. - 313000 крон. Предполагается, что с 1 января 2010 года максимальный размер выплачиваемого возмещения должен составить 90% от 20000 евро.

Оценивая опыт Эстонии по созданию системы страхования депозитов, следует отметить, что она уникальна по сравнению с системами страхования, действующих в большинстве стран СНГ и Балтии, и имеет следующие особенности:

- система гарантирования Эстонии, как и в Литве, Латвии и других стран участниц Европейского союза, распространяется не только на депозиты юридических и физических лиц, но и предусматривает страхование странивший,и хватывает нетатывает нетя создание страхового фонда, называемого Гарнтиинве-стиций и вложений в пенсионные фонды;

- одним из недостатков данной системы является то, что гарантированию подлежат только депозиты в эстонских кронах и евро, кроме того, законом устанавливаются дополнительные ограничения по страхованию депозитов ;

- енности данной практики.й практики.ость внимание на приемственность данного в Эстонии, как и в большинстве стран, законодательно предусматривается создание страхового фонда (Гарантийного фонда) за счет вступительных и календарных взносов его участников. Уникальность системы гарантирования Эстонии заключается в том, что Фонд управляется тремя субфондами - гарантирования депозитов, защиты инвесторов и защиты пенсионных вложений;

- согласно законодательству, Фонд является юридическим лицом, ус-тав которого утверждается Правительством Республики Эстония. Но государство в финансировании Фонда не участвует, хотя и может оказать ему финансовую поддержку при недостаточности средств для выполнения им своих обязательств;

- участие банков в системе гарантирования ательств.акже поддержку является обязательным и, как в Литве и Латвии, осуществляется автоматически - при выдаче им лицензии.

Если говорить о сложившейся практике, то следует отметить, что далеко не все государства, образовавшиеся после распада СССР, сегодня имеют формали-зованные системы гарантирования вкладов. Тем не менее, целый ряд государств, среди которых можно назвать Казахстан, Украину, а также все страны Балтии, имеют свои национальные системы страхования вкладов, причем система каждой из этих стран, как мы увидели, обладает своими особенными уникальными характеристиками.


Зарубежная практика построения систем страхования вкладов: страны СНГ

Страна

Год создания

В чьей собственности находится

Кто принимает решения

Взносы банков

Взносы правительства

Максимальные выплаты на одного вкладчика

в иностранной валюте

в рублевом эквиваленте (по курсу 1.01.2005 г.),

в тыс.руб.

Литва

1996

государственная корпорация

государственная корпорация

вступительные: 5000 лит - для банков, 500 лит - для кредитных союзов; регулярные (ежемесячные) - 0,45% в год для банков, 0,2 - для кредитных союзов

30,3 млн. лит (8,6 млн. долларов)

90% от суммы 10 тыс. лит до 50 тыс. лит (до конца 2006 г.)

Латвия

1998

государственная корпорация

независимая корпорация

вступительные: 50 тыс. лат - для банков, 100 лат - для кредитных союзов; регулярные (ежеквартальные) - 0,05%

1000 тыс.лат

6000 лат

277,5

Эстония

1998

частная

независимая корпорация

вступительные: 50 тыс. крон - для банков; регулярные (ежеквартальные) - 0,1% от суммы привлеченных депозитов

нет

90% от суммы 10 тыс. крон (до конца 2005 г.)

Украина

1998

государственная корпорация

независимая корпорация

вступительные - 1% от зарегистрированного уставного капитала, регулярные (полугодовые) - 0,25% от суммы остатков гарантируемых средств

20 млн.гривен (3,7 млн.долларов)

3800 гривен (около 700 долларов)

19,5

Казахстан

1999

государственная корпорация

государственная корпорация

0,375% от величины привлеченных банком гарантируемых средств, ежеквартальный взнос - 0,25 от суммы остатков на соответствующих счетах

1 млрд. тенге (7 млн. долларов)

Срочные вклады в тенге гарантируются в полном объеме в пределах 400 тыс. тенге (около 2,5 тыс. долл. США), включая проценты в пределах 50% ставки рефи-нансирования, действовавшей до отзыва у банка лицензии; по вкладам в долларах США и евро размер возмещения составляет 90% суммы основного долга, но не более 360 тыс. тенге по курсу на дату отзыва лицензии (проценты не гарантируются); по вкладам до востребования в нацио-нальной валюте гарантируемая сумма составляет 50 тыс. тенге (вклады до востребования в иных валютах не являются объектом гарантирования).

70

РОССИЯ

2004

государственная корпорация

государственная корпорация (АСВ)

0,15% за квартал от суммы остатков средств на счетах по учету вкладов

имущественный взнос РФ (3 млрд.руб.)

100% суммы вкладов в банке, но не более 100 тыс.руб.

100