Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Антон Дроздов: «Система не должна быть уравнительной»

25.10.2012 15:21 Администратор
Печать PDF

С прошлого года ПФР впервые попробовал объяснить гражданам, какие выгоды им дает пенсионная реформа. Результат: за 10 месяцев к новой программе присоединилось 1,5 млн человек.

Об Антоне Дроздове публика впервые услышала осенью 2007 г., когда премьер-министр Виктор Зубков распекал подчиненных на первом своем заседании правительства. Дроздова, который тогда возглавлял департамент финансов и экономики, суровый премьер отправил на Сахалин разбираться с ликвидацией последствий землетрясения, случившегося за полтора месяца до заседания: «Пока деньги не будут туда направлены, чтобы он там находился». Чиновник с задачей справился и летом 2008 г. получил повышение по службе - возглавил Пенсионный фонд России. О том, что удалось сделать с тех пор, Дроздов рассказал в интервью «Ведомостям».

- Начнем с протокольного вопроса: что изменилось в ПФР за год вашей работы?

- Весь этот год мы были включены в процесс разработки законов, корректирующих пенсионную систему. В июле пакет законов был принят. Они содержат принципиальные для пенсионной системы вещи: окончательный переход на страховые принципы, замену ЕСН страховыми взносами с отменой регрессивной шкалы, создание механизма доведения в стране пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Созданы условия для долгосрочной сбалансированности пенсионной системы за счет установления зависимости между уровнями тарифа и пенсий. При этом функция контроля за взиманием страховых взносов и выплатой пенсий передается в одни руки - государственному страховщику, Пенсионному фонду России.

Еще я бы выделил повышение информационной открытости фонда. Наши продукты и нововведения в пенсионной системе стали более понятными.

- В чем же это выражается?

- Например, в программу государственного софинансирования пенсий за 10 месяцев вступило 1,5 млн человек. И это несмотря на кризис. Люди же вступили не потому, что на досуге просматривали нормативные базы и увлеклись федеральным законом № 56. Мы ведем планомерное и комплексное разъяснение тех выгод, которые эта программа дает. И будем продолжать эту работу, особенно в части новых пенсионных законов.

- И есть деньги, чтобы всем обеспечить софинансирование?

- В бюджете 2010 г. на софинансирование пенсий запланировано направить из фонда национального благосостояния 2,5 млрд руб. Государство, как и обещало, удвоит взносы всех участников программы.

- А многие ли из граждан, подавших заявление на софинансирование, уже заплатили?

- С начала года участники программы перечислили почти 900 млн руб.

- То есть по 600 руб. на человека?

- Возможно, многие отложили платежи на конец года. Это их право. Главное, до конца 2009 г. перечислить не менее 2000 руб. Только в этом случае участник может рассчитывать на государственное софинансирование.

- Вернемся к нововведениям в пенсионной системе. Зачем они нужны?

- Если коротко, это комплексное решение трех задач: доведение действующих пенсий до прожиточного минимума пенсионера в своем регионе, для будущих пенсионеров повышение индивидуального коэффициента замещения заработка пенсией и, наконец, сбалансированность самой пенсионной системы. Без перехода на страховые принципы пенсия окончательно бы превратилась в социальное пособие и стала бы у всех примерно одинаковой. Но пенсионная система не должна быть уравнительной.

- Частные управляющие компании (УК) жалуются, что работа с пенсионными накоплениями себя не оправдывает - особенно по итогам кризисного 2009 года, когда подавляющее большинство из них осталось вообще без вознаграждения.

- Сложившаяся на сегодня конструкция управления средствами накопительной части изначально сложна. В 2002 г., когда запускалась пенсионная реформа, НПФ не были в полном объеме готовы к этой работе. Их было мало, и они не могли работать с клиентами в масштабах всей страны. Тогда и было решено предоставить людям возможность передать пенсионные накопления напрямую в УК. Но с годами система НПФ получила развитие, фонды окрепли. Так получилось, что УК в пенсионной системе представлены дважды. Сейчас эта тема обсуждается - например, в РСПП уже предлагают схему упростить.

- Вы тоже считаете управляющие компании лишними?

- Граждане должны выбирать между ПФР, который передает пенсионные накопления государственной управляющей компании, и НПФ, которые работают с частными УК без взаимодействия граждан с УК напрямую. Конечно, такой переход осуществлен будет не сразу - на ближайшие пять лет у нас соглашения с УК уже заключены. Кроме того, это потребует изменений в законодательстве.

- А что будет с ВЭБом? Ведь новая формулировка закона уже допускает возможность иметь на пенсионном рынке несколько государственных УК?

- Да, рассматриваются варианты иметь несколько государственных УК. Ведь для ВЭБа функция инвестирования средств пенсионных накоплений изначально была дополнительной и временной. В специальном постановлении правительства срок определен до 1 января 2014 г. Сегодня контракт с ВЭБом действует, он будет управлять средствами тех, кто сознательно выбрал государственную управляющую компанию, и «молчунов».

- Если все это временно, то зачем ему было расширять инвестиционную декларацию?

- Основная причина - не погоня за доходами, а то, что существовавший набор инструментов просто не успевал за объемами пенсионных накоплений. По нашим расчетам, к 2012 г. в портфеле ВЭБа будет почти 2 трлн руб. - их невозможно и неэффективно вкладывать только в государственные ценные бумаги, плюс эти деньги пойдут в российскую экономику, что особенно актуально.

- Можно ли сказать, что в пенсионной реформе поставлена точка?

- Закреплено главное решение - переход на страховые принципы. Но есть еще вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения, например, как сделать для граждан накопительную часть более гибкой. Минэкономразвития сейчас готовит закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Важно определить статус этих денег. Ведь они расписаны по личным счетам граждан в ПФР, но одновременно являются собственностью государства, и государство несет за них ответственность. Одно из предложений - дать самому будущему пенсионеру право выбора принципа формирования накопительной части.

- Всех волнует дефицит пенсионной системы. Он будет покрываться из федерального бюджета?

- В 2009 г. федеральный бюджет отчисляет на покрытие дефицита ПФР 400 млрд руб. На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного с выплатой пенсий, запланированы в 1,17 трлн руб., на 2011 г. - 662,4 млрд руб., на 2012 г. - 730,1 млрд руб. Причем расходы ПФР увеличатся с 4,33 трлн руб. в 2010 г. до 5,4 трлн руб. в 2012 г., т. е. покрываемый из бюджета дефицит снизится в удельном исчислении.

Эта система самонастраивающаяся: есть прогнозы, есть актуарные расчеты, и можно заранее думать, что менять - налоги, тарифы или размер индексации пенсий, стимулировать более поздний выход на пенсию и т. д. И лишь в последнюю очередь прибегать к финансированию из бюджета. Это я и называю балансом.

- В одном из последних выступлений президент сказал, что на модернизацию пенсионной системы в 2010 г. будет направлено 600 млрд руб., а теперь вдруг - больше 1 трлн. Почему?

- Экономическая ситуация сложная, налоговую нагрузку в 2010 г. решено не увеличивать, а повышение пенсий - не останавливать. Увеличение тарифа страховых взносов в пенсионную систему перенесено на 2011 г., и 670 млрд руб. - это стоимость такого переноса. Еще 502 млрд руб. из федерального бюджета в 2010 г. направляется на валоризацию. В любом случае невозможно за год получить работающую бездефицитную систему. Но модель мы создали.

- Каков приемлемый уровень дефицита?

- Мы будем стремиться к бездефицитным бюджетам, но полностью достичь этого невозможно, так как через Пенсионный фонд выплачиваются многие обязательства государства, не связанные с пенсионной системой и не обеспеченные ее ресурсами. Например, социальные выплаты и материнский капитал. Однако давайте посмотрим дальше. Число лиц, за которых не отчислялись страховые взносы, будет уменьшаться. Накопительная часть будет увеличиваться и снижать риски демографических спадов. Уровень зарплаты будет увеличиваться. В дальнейшем все эти факторы должны воздействовать на то, чтобы система была менее дефицитной.

- Единый социальный налог предполагалось заменить страховыми взносами, повышающими фискальную нагрузку на предприятия. Это повышение отложено на год. Но не получится ли потом, что зарплаты опять уйдут в тень и сборы в ПФР только уменьшатся?

- Колебания тарифа периодически происходят в ту или иную сторону. В 2004 г. тариф (ЕСН) был 35,6%, потом его снизили до 26%. По данным же Росстата, в 2000-2008 гг. доля скрытой зарплаты в ВВП почти не менялась, оставаясь на уровне 11% ВВП. Никаких выдающихся результатов с точки зрения вывода зарплат из тени снижение тарифа не принесло. И с переходом на систему страховых взносов ничего не изменится. Прежде всего ЕСН входит в себестоимость, и расходы предприятий не так уж сильно увеличиваются. Под существовавшую планку в 280 000 руб. в год на одного работника, с которых взимался ЕСН, подпадало 80% зарплат, под планку в 415 000 руб. в год подпадает больше 90% зарплат.

Важно другое. Многие предприятия еще 10-15 лет назад создавали НПФ и активно оплачивают за работников негосударственные пенсионные программы в этих НПФ. То есть сами работодатели считают размер выплат в пенсионную систему недостаточным. Сумма этих доплат - около 500 млрд руб. в год и, по данным Минэкономразвития, охватывает примерно 5-5,5 млн человек. В стране постепенно формируется новая культура отношения к будущей пенсии. И у работодателей, и у работников. Люди уже привыкли получать белые зарплаты, а предприниматели привыкли делать отчисления в Пенсионный фонд. И, думаю, эта привычка тоже сыграет роль.

- Теперь ПФР придется самостоятельно заниматься сбором пенсионных денег, вы готовы?

- В этом нет ничего нового. С 1991 по 2002 г. ПФР уже занимался сбором пенсионных денег, но назначение и выплаты пенсий проводили органы соцзащиты. Но не это явилось причиной передачи нам функции администрирования. Основное - это необходимость совмещения финансовых и инвестиционных потоков в системе обязательного пенсионного обеспечения. Например, сейчас из-за информационного разрыва между сбором и выплатами скопилось около 10 млрд руб. невыясненных платежей. То есть после разнесения по счетам остаются деньги, а чьи они - неизвестно. Теперь законом установлено с 2010 г. ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что очень важно для своевременного назначения пенсии и ее выплаты.

- Руководители государства заявляли, что благодаря новым законам средний размер трудовой пенсии составит 40% от среднего заработка человека. Это довольно высокий уровень, он действительно достижим?

- Это целевой уровень для тех, кто начал работать и, соответственно, отчислять пенсионные взносы после 2002 г. При условии большого страхового стажа, регулярных отчислений в ПФР с зарплаты, которая, в свою очередь, должна быть белой, при грамотном управлении накопительной частью пенсии такой индивидуальный коэффициент вполне достижим. Если участвовать в программе государственного софинансирования, добровольных пенсионных программах НПФ, он может быть и выше.

Подчеркну, что речь идет об индивидуальном коэффициенте, т. е. для пенсии каждого конкретного человека, а не в целом по стране.

- К людям старшего поколения это неприменимо?

- Сейчас большинство населения не имеет полного страхового стажа, ведь до 2002 г. страховой пенсионной системы не существовало. Для них есть другой ориентир - прожиточный минимум пенсионера. Мы планировали к 2020 г. достичь уровня трудовой пенсии в 2-2,5 прожиточного минимума пенсионера. С января 2010 г. проведем валоризацию пенсионных прав, что повысит пенсию нынешних пенсионеров, у многих из которых весь стаж «советский».

«Здесь не соскучишься»

«В Пенсионном фонде работать не скучно. Я начинал работать в управлении соцобеспечения Минфина СССР, так что тема для меня знакомая. К тому же трудно было соскучиться, когда шла разработка принципиальных для системы законов, а сейчас вовсю идет подготовка к их реализации. Да и как может быть скучно в системе, где 2500 клиентских служб, 125 000 сотрудников, а в клиентах - больше 40 млн человек и все работодатели страны?»

«Стараюсь спортом заниматься. Хотя бы раз в неделю выхожу на лед поиграть в хоккей. С детства люблю эту игру. Беру отпуск небольшими кусочками, по неделе. Традиционно - с детьми на море. Теперь разве что в ноябре, на детские каникулы. Детей двое - дочка и сын. Правда, детей сейчас модно иметь много. Я тоже начинаю думать, что два - это мало».

Антон Дроздов о тех, кто родился до 1967 г.

»Где-то надо было провести черту. Актуарные расчеты показали, что этот уровень - оптимальный, - объясняет председатель ПФР, почему те, кто родился до 1967 г., не получают накопительную часть пенсии. - Эти люди, возможно, чувствуют себя в чем-то обделенными. Но у них выше страховая часть, которая регулярно индексируется как минимум в соответствии с инфляцией и ростом заработных плат».

Биография

Родился 4 октября 1964 г. в Москве. В 1986 г. окончил Московский финансовый институт.

В 1986-1988 гг. работал в Минфине СССР, в 1988-1989 гг. служил в армии

1989
вернулся в Минфин, прошел путь от ведущего экономиста отдела финансово-социального развития до начальника отдела управления валютно-финансового регулирования

1994
замначальника Главного управления федерального казначейства Минфина

1999
начальник департамента финансов правительства РФ

2008
назначен председателем правления ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации

создан в 1990 г.
доходы бюджета пфр на 2009 г. - 3,3 трлн руб.
расходы бюджета - 3 трлн руб. (дефицит в 400 млрд руб. покрывает государство).
Учитывает пенсионные платежи 63,5 млн человек, выплачивает пенсии 38,5 млн человек.
У фонда семь управлений в федеральных округах, 81 отделение в субъектах РФ, а также ОПФР в Байконуре (Казахстан). В 2500 территориальных управлениях ПФР работает более 133 000 сотрудников.